ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXI V МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ценностей, много раз начиная их заново, стремясь жить так, как про поведовал, художник сумел засвидетельствовать этот процесс в слове. И если, по утверждению И. С. Тургенева, вся его биография —в его произведениях, то у Л. Н. Толстого —еще и в его дневниках, которые отразили энергию поисков, их противоречивость и необходимость как постоянный труд души.'* Если эскизно представить себе этот путь, определявший в том числе и временной приоритет нравственных ценностей, то он начинался с идеа ла comme il faut; шел через признание творческого начала личности и художественного творчества как важного способа реализации обре тенных ценностей; поднимался к пониманию семьи как главного ис точника человеческого счастья (по-настоящему счастлив тот, кто счастлив дома,- считал Л. Толстой); шел к поиску опоры в вере. Это был самый мучительный отрезок пути. Признавая Бога, Христа, Еван гелие, понимая любовь как основную ценность мира, Толстой разошелся с Церковью. Его не устраивали прежде всего два положения: Церковь видела в иноверцах и сектантах своих врагов и благославляла насилие (войны, казни). Не соглашаясь с этим, писатель пытался в личных встречах со священнослужителями (несколько раз бывал в Оптиной Пустыни, в том числе ходил туда пешком) выяснить свои сомнения. Споры не убеждали, разочаровывали. Итог нравственных поисков, презрительно определявшийся преж де как «толстовщина», сформулирован Л. Толстым как опрощение, непротивление злу насилием, самосовершенствование. С точки зрения сегодняшнего права личностного выбора они рассматриваются и оце ниваются совсем иначе, а идея самосовершенствования может быть от ветом на вечный вопрос о смысле человеческой жизни. Таким образом, путь нравственных, эстетических, в целом миро воззренческих поисков художника, отразившийся в его творчестве, днев никах, эпистолярном наследии, становится основой характеристики его личности, позволяет по-новому использовать давно разработанный, но противоречиво оцениваемый биографический метод литературовед ческого исследования, соотнести ценностные ориентации гениальных личностей, их общечеловеческую суть с собственным ответом на во прос: «Зачем я живу?». 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=