ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ В. Н. Жукова Ростов-на-Дону ПОИСКИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Л. Н. ТОЛСТЫМ КАК ОСНОВА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПИСАТЕЛЯ ^Известно, что с 19-летнего возраста до последних дней жизни Л. Н. Толстой (иногда с длительными перерывами) вел записи, соста­ вившие в юбилейном 90-томном собрании сочинений (1928-1958 гг.) 13 томов. В этих дневниках - история человеческой души, история по­ исков жизненных ценностей, засвидетельствованная гениальным умом, история поиска гармонии души с миромТ> Не будем утверждать, что в подходе к личности писателя через его самохарактеристику - нечто новое. Однако образовательный процесс в школе и вузе до недавнего времени при изучении Толстого ограни­ чивался вторичным материалом - оценками В. И. Ленина, безапелляци­ онно принимаемыми и школьниками, и студентами, и их учителями. Новые акценты в изучении традиционных тем литературы появились в последние годы, когда возрос интерес к личности как главной цен­ ности. Завоеванием наших дней явилась и позиция свободного выбора источников, подходов, оценок изучаемых авторов и их сочинений. Это нашло отражение в организации практических занятий по методике преподавания литературы в педагогических вузах и в образовательном процессе средних учебных заведений, в том числе в лицеях. Готовя студентов к прохождению педагогической практики и к бу­ дущей учительской деятельности, мы помогаем при различных видах планирования определять цели урока, в том числе воспитательную, тесно связанную с философскими идеями урока и опирающуюся на эмо­ циональную сферу обучающегося. При этом обращаем внимание на ха­ рактеристику личности писателя с точки зрения тех ценностей, которыми он руководствовался в жизни и творчестве. Поскольку возможности планирования изучаемых тем ограничены количеством часов учебного плана, стремимся вместе со студентами одновременно выработать и принципы подхода к характеристике личности и творчества писате­ ля, которыми мог бы руководствоваться будущий педагог. ^Характеристика Л. Н. Толстого как личности представляет осо­ бый интерес: всю жизнь проведя в поисках истинных нравственных 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=