ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ термином «эмпатическое понимание», - это видение учителем внутрен­ него мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позицией, как бы его глазами. Сегодня, говоря о реформе школы и всей системы образования, мы считаем ее ключевым звеном гуманизацию образования. В наиболее обобщенном виде можно дать такое определение, следуя Э. Д. Днепрову: «Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально ме­ няет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие уче­ ника». Причем сам термин «гуманизация» используется в нескольких значениях. Во-первых, под гуманизацией понимают приближение к че­ ловеку, очеловечивание учебного материала, средств его преподавания и усвоения. Во-вторых, термин «гуманизация» используется также для обозначения либерализации и демократизации стиля педагогичес­ кого общения. Но все же подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования - это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс. Рассматривая гуманистический идеал свободного и целостно функ­ ционирующего человека, представленный в ряде работ Л. Н. Толстого, можно понять, насколько близок по духу этот образ идеалу Нового че­ ловека: свобода и ответственность, целостность и гармоничность, акту­ ализация и реализация всех потенциальных возможностей - подлинно общечеловеческий идеал. Именно в этом смысле Л. Н. Толстого можно с полным правом назвать великим педагогом-гуманистом. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=