ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ опроверг наличие у родившегося ребенка каких-либо отрицательных черт и качеств. «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Детский возраст, по мнению Л. Н. Толстого, является первообразом гармонии, которая нарушается неправильным воспитанием. Цель воспитания и образова ния должна заключаться в том, чтобы способствовать наибольшей гармонии нравственных качеств, которые дети носят в себе. Тезис о со вершенстве родившегося человека Л. Н. Толстой сделал основой своих взглядов на природу детей. Гуманизм, вера в потенциальные возмож ности человека сочетались в его мировоззрении с глубоким реализмом и подлинной мудростью. Большое значение Л. Н. Толстой уделял свободе как основному пе дагогическому принципу. Свободное воспитание представлялось ему про цессом самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процессом обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права «принуди тельно» влиять на формирование взглядов детей. В данном случае Л. Н. Толстой выступил как предтеча современной гуманистической педагогики, предвосхитил многие ее идеи. Выражаясь современным язы ком. он стоит на пути учителя-фасилитатора, где фасилитация рассмат ривается как совокупность ценностей, особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. По Толс тому, это и есть педагогика ненасилия, которая строится на убеждении в личностном достоинстве каждого человека, и прежде всего ребенка, значимости для каждой личности способности к свободному выбору и от ветственности за его последствия, в радости учения как творчества. В своей педагогической деятельности Л. Н. Толстой реализовал в процессе межличностного взаимодействия с учащимися определенные личностные установки. Их можно выделить в три группы. Первая из них, описываемая терминами «истинность» и «открытость», предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, спо собность открыто выражать итранслировать их в межличностном общении с учащимися. Вторая установка, описываемая терминами «принятие» и «доверие», представляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Во многом эта ус тановка совпадает с тем, что в психолого-педагогической науке принято называть педагогическим оптимизмом. Третья установка, описываемая 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=