ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ опроверг наличие у родившегося ребенка каких-либо отрицательных черт и качеств. «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Детский возраст, по мнению Л. Н. Толстого, является первообразом гармонии, которая нарушается неправильным воспитанием. Цель воспитания и образова­ ния должна заключаться в том, чтобы способствовать наибольшей гармонии нравственных качеств, которые дети носят в себе. Тезис о со­ вершенстве родившегося человека Л. Н. Толстой сделал основой своих взглядов на природу детей. Гуманизм, вера в потенциальные возмож­ ности человека сочетались в его мировоззрении с глубоким реализмом и подлинной мудростью. Большое значение Л. Н. Толстой уделял свободе как основному пе­ дагогическому принципу. Свободное воспитание представлялось ему про­ цессом самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процессом обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права «принуди­ тельно» влиять на формирование взглядов детей. В данном случае Л. Н. Толстой выступил как предтеча современной гуманистической педагогики, предвосхитил многие ее идеи. Выражаясь современным язы­ ком. он стоит на пути учителя-фасилитатора, где фасилитация рассмат­ ривается как совокупность ценностей, особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. По Толс­ тому, это и есть педагогика ненасилия, которая строится на убеждении в личностном достоинстве каждого человека, и прежде всего ребенка, значимости для каждой личности способности к свободному выбору и от­ ветственности за его последствия, в радости учения как творчества. В своей педагогической деятельности Л. Н. Толстой реализовал в процессе межличностного взаимодействия с учащимися определенные личностные установки. Их можно выделить в три группы. Первая из них, описываемая терминами «истинность» и «открытость», предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, спо­ собность открыто выражать итранслировать их в межличностном общении с учащимися. Вторая установка, описываемая терминами «принятие» и «доверие», представляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Во многом эта ус­ тановка совпадает с тем, что в психолого-педагогической науке принято называть педагогическим оптимизмом. Третья установка, описываемая 143

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=