ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXГУ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Философия педагогики Толстого основана на доверии к неотъемлемому, присущему каждому индивиду внутреннему импульсу в направлении роста и развития. И ключевым понятием этой философии являются права ребенка. Понятие «права ребенка» напрямую связано с понятием «права человека)), которое рассматривается в контексте общечеловеческих цен ностей. Имеется в виду единый аксиологический комплекс, где идея человеческой свободы связывается с представлениями о справедливос ти, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма. В основе такого понимания - признание ребенка личностью, об ладающей таким же достоинством, как и взрослый; разница заключает ся в том, что взрослые люди могут сами защищать свои интересы, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто должен гаран тировать соблюдение его прав. В современных педагогических и юридических трудах обычно вы деляются три категории прав детей: 1) права, гарантирующие выживание; 2) права, способствующие развитию личности; 3) права, обеспечивающие защиту интересов детей. Третья категория прав связана с признанием того, что ребенка долж но защищать общество и его институты, в первую очередь школа. История педагогики включает в себя попытки решения многих проблем, но во все времена существовала одна, пожалуй, общая про блема - проблема гуманного отношения к детям. И в истории россий ского гуманистического образования Л. Н. Толстой шел по пути к всечеловеческому в человеке, к видению и утверждению всечеловеч- ности в каждом. Этот путь совпадает с гуманитарной традицией русской культуры - культуры А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и М. А. Булгакова. Только этот путь ведет к душе чело века, к гуманному миру. Л. Н. Толстой близок нам своим отношением к личности ребенка. Развитие личности ребенка, вооружение его знаниями и навыка ми, необходимыми в жизни, стимулирование творческих сил детей Л. Н. Толстой рассматривал как самое существенное в работе учителя, как высокую и благородную цель, ради достижения которой стоит жить и работать. Он убедительно поставил вопрос о пересмотре традицион ных взглядов на личность ребенка и особенности его роста и разви тия, считал, что душа ребенка не представляет собой чистой доски, на которой можно написать все, что хочешь. Вместе с тем Толстой 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=