ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ ИПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ ние тесно связано со свободой выбора. «Всякий человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность». Развивая идеи свободного воспитания, Л. Н. Толстой говорил о не­ обходимости пересмотра традиционных взглядов на личность ребенка. Сущность личностного подхода он видел в следующем: 1) оптимизация перспектив будущего, «аванс доверия»; 2) опора на положительные качества; 3) создание каждому ребенку обстановки эмоционального комфорта, психологической защищенности. Все эти направления эффективно реализуются в детских и моло­ дежных клубах, кружках, секциях. Личностный подход к каждому основан здесь на доверии ребенка своему наставнику, воспитателю, ко­ торый не выступает перед ним «в роли всезнающего, непогрешимого судьи», а является «другом и советчиком, перед которым можно раскрыть свое сердце». В качестве наставников и воспитателей выступают социальные пе­ дагоги - организаторы внеурочной деятельности учащихся. В процессе подготовки специалистов данного профиля следует большое внимание уделять изучению наследия Л. Н. Толстого. М. А. Капшугарь Екатеринбург. ОТ ПЕДАГОГИКИ НЕНАСИЛИЯ - К ПЕДАГОГИКЕ ПРАВ РЕБЕНКА Несомненно, что будущее любого народа во многом зависит от того, каково положение детей в системе социальных связей. Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании на се­ годняшний день стала проблемой общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствует, в частности, принятие международным сооб­ ществом Декларации прав ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989) и других документов, которые провозглашают создание новой философии отношений взрослых и детей, философии, на которой стро­ илась вся педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Эта филосо­ фия включает в себя убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=