ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Толстого как итог, он оказывается проблемой» (Связь времен. М., 1992 С. 75), позволяющей разобраться в сложности литературного развития кризисного XX столетия. Е. В. Мацыяка Москва ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Л. Н. Толстой-художник не менее значим, чем Толстой-мыслитель. Он оставил нам многие открытия в области художественного слова. Од­ нако создать эстетически совершенное произведение для него было не главным. Самое важное для Толстого - передать душевное состояние человека, его духовную жизнь. Поэтому и художественные приемы, и их применение меняются в творчестве Л . Н. Толстого с течением времени в соответствии с изменением его взглядов на духовную сущ­ ность человека. Попробуем проследить это на примере трех крупнейших его произве­ дений, относящихся к разным периодам творчества: романа-эпопеи «Вой­ на и мир», романа «Анна Каренина» и романа «Воскресение». Общей особенностью портретного изображения героев, оставшейся неизменной на протяжении всей творческой жизни Л. Н. Толстого, было то что портрет в его произведениях всегда динамичен. Это является вообще большой редкостью, так как создание динамичного портрета героя, то есть такого, который подавался бы не единовременно как некое единое целое, а при помощи упоминания отдельных портретных деталей по ходу действия, требует намного большего умения, чем создание пор­ трета статичного. Толстой создает портреты своих героев в динамике, при этом постоянно упоминая о какой-то одной, наиболее примечатель­ ной, детали внешности данного героя, «приставая к читателю» с деталью Это позволяет ему, не описывая подробно остальных черт внешности и часто даже не упоминая о них, создавать вполне зримый образ, очень живой (вспомним о «вздернутой губке» маленькой княгини, «сияющих черных глазах» Наташи Ростовой, белых руках и вьющихся кольцах темных волос на шее Анны Карениной). Портретная деталь становится такой неотъемлемой частью образа героя, что при одном упоминании о ней возникает ассоциация с данным героем. Анна Каренина, вспоминая свою молодость, говорит: «Неужели это была я, с красными руками?». 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=