ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ яснополянской школы Л. Н. Толстой показал, что творческие и нравствен­ ные возможности детей раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке непринужденности и сотрудничества, эмоциональной привлекательности. Идеи Л. Н. Толстого о новом демократическом и альтруистичес­ ком стиле общения учителей и учащихся, актуальные в наше время, побуждают учителей к смелому поиску новых путей в обучении и вос­ питании, глубокому проникновению в духовный мир ребенка. В. А. Фокин Тула Л. н. толстой И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕНАСИЛИЯ Современная российская жизнь полна насилия: военные, на­ циональные и межличностные конфликты, забастовки и пикеты, го­ лодовки, жестокость в семье и в обществе, суицид, рост преступности и многое другое. Л. Н. Толстой резко критиковал любые формы насилия и принуж­ дения. когда одна воля берет верх и подавляет другую волю. В книге «Путь жизни» он писал: «Заблуждение о том, что одни люди могут силой заставлять других людей жить по своей воле, произошло не от­ того, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей и потом старались придумать определение своему насилию». Как же жить и работать педагогам, родителям, когда насилие яв­ ляется реальностью жизни? Л. Н. Толстой указал один из путей достойного устройства жизни. Он писал: «Люди - разумные существа и потому могут жить, руковод­ ствуясь разумом, и неизбежно должны заменить насилие свободным согласием». Можно выделить ряд социальных аспектов педагогики ненасилия в отношении некоторых современных актов насилия: 139

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=