ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ тип общения между учителями и учащимися —важнейшее условие ду­ ховно-нравственного и интеллектуального развития детей. Соблюдение принципа свободы и естественности в обучении долж­ но, по мнению Толстого, сделать школу местом бодрого, радостного «пре­ провождения времени», куда учащиеся идут со всей непосредственностью своей восприимчивости, не утрачивая резвости и живости, свойственной их возрасту. С большой теплотой, с тонким знанием детской психологии Тол­ стой описывает это радостное настроение детей. Л. Н. Толстой ориентирует учителя на осознание своей деятельнос­ ти в школе как глубоко человечного призвания. Он стремился к тому, чтобы создать в яснополянской школе атмосферу естественных отно­ шений между учителями и учениками, обстановку деятельной и твор­ ческой работы учителей, признания самоценности каждого ребенка независимо от его успеваемости. Обучение детей должно быть пронизано новым духом, который способствовал бы расцвету творчества детей, определяя стиль работы школы в целом. Решительно отвергая телесные наказания детей, Толстой отказался от мер воздействия на провинившихся, которые унижают личность ре­ бенка. Он считал, что главное в его педагогической работе заключается не в придумывании наказаний, а в развитии сознательности детей, в вос­ питании у них искренности, правдивости, честности путем осуществления новой системы школьной работы, устраняющей возможности плохого поведения детей. Л. Н. Толстой стремился к тому, чтобы дети сами осознали не­ обходимость порядка и дисциплины в школе. Он подчеркивал, что учитель не должен педантично вмешиваться в многогранную и кипу­ чую жизнь детей: они сами в большинстве случаев могут наладить свои отношения. Он мастерски владел методом педагогического наблюдения во вре­ мя уроков, игр, совместных прогулок и превосходно знал, как дети ведут себя дома. Глубокое проникновение в духовный мир детей помогало Толстому безошибочно применять те или иные способы воздействия. Создание такой межличностной атмосферы, бережное отношение учителей к детям, простота и доброта в общении создавали ситуации, когда, казалось бы, безнадежно забытые дети пробуждались к знаниям, начинали верить в себя. На примере демократического общения учителей с учениками в процессе обучения и воспитания крестьянских детей - учащихся 138

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=