ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ живут в иную эпоху и могут и должны ее осмысливать с новых теоре тико-методологических позиций. Миропонимание каждой личности индивидуально по объему и содержание знаний, характеру мыслительной деятельности. Для его становления, на наш взгляд, целесообразно использовать в учебном взаимодействии рациональное и иррациональное мышление, мате риалы из истории естествознания, знания мировых религий, взгля ды русских философов-космистов, которые рассматривают человека и природу как неразрывные составляющие большого и сложного орга низма - Вселенной. Мировоззренческая растерянность, отсутствие у большинства людей четкого, определенного взгляда на мир и закрепленных нравст венных установок, ложные представления о науке, общественном устройстве, религии, а также все вытекающее из этого являются послед ствиями современного образования. Как писал Л. Н. Толстой (и мы разделяем эту позицию), «все это порождаемо в большей степени на сильственными и корыстными приемами образования». К. Д. Ефремова Тула ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Современной теории и школьной практике важно определить, на сколько важно значение стиля общения учителя с учениками для раз вития тех и других. Для цивилизованного решения данной проблемы бесценное богатство представляют педагогика, мировоззрение, внеш ние события жизни Л. Н. Толстого. Идеология любви Л. Н. Толстого является обоснованием необхо димости демократического и альтруистического стиля общения, при котором у человека появляется потребность в нравственном пове дении, а ситуация доброты и доверия возникает только в совместной деятельности. Принцип свободы в обучении и воспитании, который поддерживал Л. Н. Толстой в яснополянской школе, прежде всего означал новый 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=