ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ живут в иную эпоху и могут и должны ее осмысливать с новых теоре­ тико-методологических позиций. Миропонимание каждой личности индивидуально по объему и содержание знаний, характеру мыслительной деятельности. Для его становления, на наш взгляд, целесообразно использовать в учебном взаимодействии рациональное и иррациональное мышление, мате­ риалы из истории естествознания, знания мировых религий, взгля­ ды русских философов-космистов, которые рассматривают человека и природу как неразрывные составляющие большого и сложного орга­ низма - Вселенной. Мировоззренческая растерянность, отсутствие у большинства людей четкого, определенного взгляда на мир и закрепленных нравст­ венных установок, ложные представления о науке, общественном устройстве, религии, а также все вытекающее из этого являются послед­ ствиями современного образования. Как писал Л. Н. Толстой (и мы разделяем эту позицию), «все это порождаемо в большей степени на­ сильственными и корыстными приемами образования». К. Д. Ефремова Тула ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Современной теории и школьной практике важно определить, на­ сколько важно значение стиля общения учителя с учениками для раз­ вития тех и других. Для цивилизованного решения данной проблемы бесценное богатство представляют педагогика, мировоззрение, внеш­ ние события жизни Л. Н. Толстого. Идеология любви Л. Н. Толстого является обоснованием необхо­ димости демократического и альтруистического стиля общения, при котором у человека появляется потребность в нравственном пове­ дении, а ситуация доброты и доверия возникает только в совместной деятельности. Принцип свободы в обучении и воспитании, который поддерживал Л. Н. Толстой в яснополянской школе, прежде всего означал новый 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=