ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ бег навстречу гибели может новый гуманизм, направленный на культурное развитие человека, или, иначе говоря, существенное улучшение челове ческих качеств всех жителей планеты. Можно сказать, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития цивилизации и перехода на модель управляемой социоприродной эволюции. Это заставляет об ратиться к категории качества жизни, под которым подразумевается система качеств духовных, материальных, социокультурных, экологи ческих и демографических компонентов жизни. Говоря о философии качества, можно свидетельствовать становление нового квалитативтма как базы нового мировоззрения, истоки которого мы находим у Арис тотеля, Канта, Гегеля, Бердяева, Толстого. Эти проблемы и понятия актуализируют философию и педагогику ненасилия Л. Н. Толстого. Он предчувствовал катастрофу человечест ва, если оно не пересмотрит свое отношение к человеку, и прежде всего ребенку, к его образованию и воспитанию. Традиционно образо вание было построено так (и остается до настоящего времени), что знания передаются учащимся как непреложная истина. А с развитием науки эта «истина» вдруг оказывается заблуждением, о чем писал Толстой: «Не принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые на верное окажутся ошибочными». Другими словами, поскольку абсолютная истина человечеству недоступна, то обучение не должно строиться на догматизме, признании спорных теорий истинными и т. п. Устройство и программа школы не должны основываться на готовых выводах. Идеи Толстого-педагога в настоящее время звучат все более актуально, в част ности его мысль о том, что «школа должна иметь одну цель - передачу сведений, знаний (instruction), не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера...». К сожалению, в реальной педагогической практике учителя часто становятся заложниками действующих учебных программ, которые либо вообще не предусматривают рассмотрение различных мировоз зрений, либо придерживаются какого-то одного. Здесь-то и происходит «умышленное формирование людей по известным образцам», кото рое отрицал Толстой. На наш взгляд, процесс становления миропонимания должен от крывать поиск идей, диалог культур, мнений, мировоззрений. Созвуч ность такому подходу мы нашли у Л. Н. Толстого: «Всякий мыслитель выражает только то, что осознано его эпохой». Молодые же поколения 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=