ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ бег навстречу гибели может новый гуманизм, направленный на культурное развитие человека, или, иначе говоря, существенное улучшение челове­ ческих качеств всех жителей планеты. Можно сказать, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития цивилизации и перехода на модель управляемой социоприродной эволюции. Это заставляет об­ ратиться к категории качества жизни, под которым подразумевается система качеств духовных, материальных, социокультурных, экологи­ ческих и демографических компонентов жизни. Говоря о философии качества, можно свидетельствовать становление нового квалитативтма как базы нового мировоззрения, истоки которого мы находим у Арис­ тотеля, Канта, Гегеля, Бердяева, Толстого. Эти проблемы и понятия актуализируют философию и педагогику ненасилия Л. Н. Толстого. Он предчувствовал катастрофу человечест­ ва, если оно не пересмотрит свое отношение к человеку, и прежде всего ребенку, к его образованию и воспитанию. Традиционно образо­ вание было построено так (и остается до настоящего времени), что знания передаются учащимся как непреложная истина. А с развитием науки эта «истина» вдруг оказывается заблуждением, о чем писал Толстой: «Не принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые на­ верное окажутся ошибочными». Другими словами, поскольку абсолютная истина человечеству недоступна, то обучение не должно строиться на догматизме, признании спорных теорий истинными и т. п. Устройство и программа школы не должны основываться на готовых выводах. Идеи Толстого-педагога в настоящее время звучат все более актуально, в част­ ности его мысль о том, что «школа должна иметь одну цель - передачу сведений, знаний (instruction), не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера...». К сожалению, в реальной педагогической практике учителя часто становятся заложниками действующих учебных программ, которые либо вообще не предусматривают рассмотрение различных мировоз­ зрений, либо придерживаются какого-то одного. Здесь-то и происходит «умышленное формирование людей по известным образцам», кото­ рое отрицал Толстой. На наш взгляд, процесс становления миропонимания должен от­ крывать поиск идей, диалог культур, мнений, мировоззрений. Созвуч­ ность такому подходу мы нашли у Л. Н. Толстого: «Всякий мыслитель выражает только то, что осознано его эпохой». Молодые же поколения 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=