ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. И. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ каждый педагог знает, что в той или иной степени насилие в процессе обучения присутствует. Писатель, анализируя эту проблему, пытается выдвинуть ряд дисциплин (например, религия), при изучении которых насилие имеет моральную оправданность. Признавая, что в любом случае насилие в обучении не способствует развитию интереса к знаниям и само­ му процессу учения, Толстой призывает преобразовать это, порой не­ обходимое, явление образования в максимально лояльные формы и тщательно отбирать ряд предметов, требующих некоторой принуди­ тельности в обучении. Изучение педагогических взглядов Л. Н. Толстого в период реформ современного образования на всех уровнях представляется необхо­ димым как с точки зрения формирования более совершенной ступени образования, так и с позиции сохранения национальных традиций российского образования. С. А. Иванов Екатеринбург ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО МИРОПОНИМАНИЯ В конце XX века достижения науки и техники обеспечили прогресс общества в материальной сфере, в то же время уходящий век уносит с собой ряд серьезных нерешенных глобальных проблем. Среди важ­ нейших причин этого можно назвать до сих пор господствующее в об­ ществе антропоцентрическое сознание, технократическое мышление и — как следствие их - дефицит духовности, нравственности. Человеческая жизнь в настоящее время обрела такую сложность, что общество оказалось неподготовленным к осознанию своего изменившегося положения. И вследствие этого нынешние его затруднения не только все более и более углубляются, но и могут в не столь отдаленном будущем раз­ растись до катастрофических размеров. Нынешний глобальный кри­ зис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой, могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем. Проблема эта лежит в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное реше­ ние ее связано с ним. Остановить и повернуть вспять этот стремительный 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=