ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Н. А. Прямкова Липецк ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Л. Н. ТОЛСТОГО Процесс гуманизации современного образования побуждает нас вновь обратить внимание на некоторые положения педагогических воз­ зрений Л. Н. Толстого, которые представляются достаточно актуальны­ ми в решении проблем сегодняшней школы. Учитывая определенную социальную направленность, конкретную историческую ситуацию и влияние философских, педагогических идей того времени, следует отметить, что в высказанных великим русским писателем взглядах на педагогику и образование содержится ряд пози­ ций, имеющих вневременное значение. Основой для формирования взгля­ дов писателя послужили как теории образования (труды философов и педагогов), так и современный процесс школьного образования и его результаты в некоторых странах Европы и в России. Жесткая дисциплина, введение в школьную программу предметов ненужных человеку в его будущей деятельности и т. д., по мнению Толстого, не способствуют развитию ни элементарной грамотности, ни потребности в знаниях. Отсюда вывод - «учить, соображаясь с потреб­ ностями времени». Казалось бы, простая и неоспоримая истина. Но уже в свое время писатель видел и в этом положении слабую сторону. Разумеется, обществу всегда нужны образованные люди, и именно это гораздо важнее, чем подготовка большого числа юристов, экономистов, менеджеров и т. д. И здесь мы бесспорно принимаем еще одно положение из педагогичес­ ких идей Толстого: обучающийся должен иметь свободу выбора как в самом образовании, так и в возможности оказывать посильное влияние на образовательный процесс. Заимствования из опыта европейских школ должны быть крайне осмотрительны. Писатель призывает руководство­ ваться в этом случае «вечными законами разума». И, наконец, еще одна проблема, которая представляется нам при­ надлежащей к числу вневременных, - это применение насилия в про­ цессе обучения. Л. Н. Толстой отвергает методы физических наказаний и основы­ вает обучение детей на умении учителя вызвать интерес к изучаемо­ му предмету. При всей неоспоримости этого метода обучения детей 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=