ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ недоступного человеку, но неизбежно существующего смысла жизни и закона своей жизни и есть Бог» (с. 45). Любовь и нравственность. «Единое, истинное благо человека в любви. Закон духовной жизни - любовь <...> с людьми нельзя обра щаться без любви... Только позволь себе обращаться с людьми без любви, и не успеешь оглянуться, как станешь не человеком, а зверем... Людям, которые живут роскошной жизнью, нельзя любить людей... Для того, чтобы им можно было любить людей, им надо прежде перестать мучить их» (с. 56, 58). По мнению Л. Н. Толстого, улучшение общественного порядка, создание разумной жизни возможно при условии нравствен ного самоусовершенствования людей. Культуру, науку, искусство Л. Н. Толстой также относит в разряд жизненных ценностей. «Наука, как разумная деятельность человечес кая, и искусство - выражение этой разумной деятельности так же не обходимы для людей, как пища, и питье и одежда, даже необходимее... Наука в смысле всех знаний человечества всегда была и есть, и без нее немыслима жизнь» (с. 181). Искусство же он относит к важнейшему условию человеческой жизни. Рассматривая его как ценность, он считает, что к истинному искусству следует отнести такую людскую деятель ность, которая передает чувства... «Для того, чтобы точно определить искусство, надо прежде всего перестать смотреть на него как на сред ство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий че ловеческой жизни» (с. 197, 199). Вместе с тем, не ставя цель рассматривать суть всех ценностей жизни человека, о которых писал Л. Н. Толстой, следует заметить, что можно соглашаться или не соглашаться с его мировоззренческими взглядами, находить или не находить противоречия в его идео логии, ясно одно, что педагогическое наследие великого писателя и педагога является для учительства неисчерпаемой сокровищницей умственного и духовного наслаждения, неиссякаемым источником творчества и мастерства, ярким светочем любви к детям и педагоги ческому труду. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=