ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В этом плане наиболее привлекательными приоритетными цен­ ностями в развитии современной гуманистической воспитательной сис­ темы школы могут стать идеи педагогов-гуманистов прошлого. Так, изучение педагогического наследия Льва Николаевича Толс­ того убеждает, что его система взглядов является гуманистической и про­ грессивной. Она признает абсолютными ценностями личность ребенка, его жизнь и развитие на основе творчества, свободного образования и воспитания. Идеи ненасилия, свободомыслия, получения образования каждым человеком, как никогда, созвучны нашему времени. В своей работе «О народном образовании» Л. Н. Толстой писал: «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Прави­ тельство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря на все насилие, хитрости и упорство правительств и обществ, народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием и шаг за шагом сдается только силе» (Избранные педагогические сочи­ нения. М., 1953. С. 64). Широко рассматривается религиозно-общественная мировоззрен­ ческая система взглядов Л. Н. Толстого в книге В. Ф. Булгакова «Хрис­ тианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого». В этой работе на основе анализа огромного количества философских, религиозных и публицистических работ великого писателя и педагога обобщаются духовно-нравственные мировоззренческие идеи, дается подборка ценностей жизни человека XIX века в разнообразном научно­ религиозном понимании. Собран и систематизирован материал из пе­ дагогического наследия Л. Н. Толстого по следующим значимым основаниям (смыслам): человек, его душа, смысл его жизни; религия, Бог, церковь; любовь и нравственность, свобода воли; государство и право; труд и собственность; культура, наука и искусство; семья и брак. Рассмотрим сущность некоторых из них в понимании Л. Н. Толс­ того. Например: «Жить для каждого человека - все равно, что желать и достигать блага; желать и достигнуть блага - все равно, что жить» (с. 14), «Человек поставлен в такие условия, что единственное возмож­ ное для него, истинное разумное благо состоит в стремлении к лично­ му самосовершенствованию» (с. 50). Религия и Бог, по мнению Л. Н. Толстого, - это то, без чего невозможно существование человека. «Бог есть то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить - одно и то же. Бог есть жизнь. Живи, отыс­ кивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога... Признание высшего, 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=