ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ любовь к ближнему, вера в силу добра и человечности. Утверждение этих гуманистических идей осуществлялось в педагогической практике Л. Н. Толстого через демонстрацию собственного положительного при­ мера, а также с помощью учебных текстов, вскрывавших различные пороки и недостатки людей. Лев Николаевич не взял за основу иностран­ ную систему обучения и воспитания, так как считал ее неприменимой на российской почве. Он также отказался и от традиционной русской системы обучения и воспитания, так как считал ее изжившей себя, уни­ жающей личность ребенка, не дающей свободы развития детям, не приучающей учеников к творчеству, к поиску, не поддерживающей интереса к учебе, основанной на наказаниях и запретах. Дидактическим кредо Л. Н. Толстого было обеспечение сознательного и творческого ус­ воения знаний, основанных на интересе. Таким образом , чтобы гуманизировать современную школу, необходимо в качестве приоритетов гуманистического образования и вос­ питания использовать педагогическое наследие русских педагогов-кпас- сиков, и прежде всего - идеи Л. Н. Толстого, великого писателя, ученого, педагога. Готовя в вузе учителя, необходимо развивать его как человека, духовно-нравственную личность, способную к добру и справедливости. Л. К. Гребенкина Рязань К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТЯХ ГУМАНИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. Н. ТОЛСТОГО В российском обществе происходит развитие новой педагоги­ ческой идеологии, сориентированной на систему гуманистических идей. Новая идеология воспитания наряду с инновационными взгля­ дами несомненно включает в себя наиболее прогрессивные старые взгляды на воспитание. Отсюда все ценное из гуманистического педагогического наследия может рассматриваться как некий приоритет современного воспитания при условии результативного использования в педагогической практике. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=