ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ С. Б. Демидова Рязань ПРИОРИТЕТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Л. н. ТОЛСТОГО Анализ наследия Л. Н. Толстого убеждает в значимости его гума нистических идей для развития различных областей современных зна ний: философии, социологии, филологии, психологии, педагогики. Особенно современными кажутся педагогические воззрения Л. Н. Толс того в свете гуманизации школьного обучения и воспитания. Прежде всего, привлекает идея свободомыслия, приоритета ценностей гуманис тического воспитания, в центре которого - личность ребенка, развиваю щаяся на основе общечеловеческих ценностей добра и любви, красоты и гармонии, творчества, духовности, нравственности и свободы. Идеи свободного гуманного воспитания Л. Н. Толстой воплощал в жизнь в со зданной им яснополянской школе, которая по новизне и гуманности подхода кдетям, оригинальности многих методов преподавания, смелости и страстности исканий новых путей в педагогике не имела себе равных не только в тогдашней России, но и за рубежом. В основу своей школы Лев Николаевич положил гуманистические задачи, отстаивая их при оритетность перед существовавшими традиционными. Так, воспитание духовного, творческого, нравственного, деятельностного человека он счи тал важнейшей задачей школы. Он старался создать в школе атмосферу естественных и доброжелательных отношений между учителями и уче никами (субъект-субъектные отношения), обстановку деятельностной и творческой работы. Стараясь осуществлять индивидуальный подход к детям, он умел заинтересовать каждого ребенка, помогал им самостоя тельно мыслить и глубоко чувствовать происходящее. По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, и это учителя должны учитывать в своей деятельности. В своих размышлениях о воспитании Лев Николаевич уделял при стальное внимание духовному миру человека. Сущность его теории нрав ственности заключается в том, что люди должны любить друг друга, стремиться к справедливости и братству, к ограничению своих потреб ностей и никогда не делать другим зла. Великий педагог доказывал важ ность таких черт личности, как незлобивость, смирение, милосердие, 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=