ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ С. Б. Демидова Рязань ПРИОРИТЕТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Л. н. ТОЛСТОГО Анализ наследия Л. Н. Толстого убеждает в значимости его гума­ нистических идей для развития различных областей современных зна­ ний: философии, социологии, филологии, психологии, педагогики. Особенно современными кажутся педагогические воззрения Л. Н. Толс­ того в свете гуманизации школьного обучения и воспитания. Прежде всего, привлекает идея свободомыслия, приоритета ценностей гуманис­ тического воспитания, в центре которого - личность ребенка, развиваю­ щаяся на основе общечеловеческих ценностей добра и любви, красоты и гармонии, творчества, духовности, нравственности и свободы. Идеи свободного гуманного воспитания Л. Н. Толстой воплощал в жизнь в со­ зданной им яснополянской школе, которая по новизне и гуманности подхода кдетям, оригинальности многих методов преподавания, смелости и страстности исканий новых путей в педагогике не имела себе равных не только в тогдашней России, но и за рубежом. В основу своей школы Лев Николаевич положил гуманистические задачи, отстаивая их при­ оритетность перед существовавшими традиционными. Так, воспитание духовного, творческого, нравственного, деятельностного человека он счи­ тал важнейшей задачей школы. Он старался создать в школе атмосферу естественных и доброжелательных отношений между учителями и уче­ никами (субъект-субъектные отношения), обстановку деятельностной и творческой работы. Стараясь осуществлять индивидуальный подход к детям, он умел заинтересовать каждого ребенка, помогал им самостоя­ тельно мыслить и глубоко чувствовать происходящее. По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, и это учителя должны учитывать в своей деятельности. В своих размышлениях о воспитании Лев Николаевич уделял при­ стальное внимание духовному миру человека. Сущность его теории нрав­ ственности заключается в том, что люди должны любить друг друга, стремиться к справедливости и братству, к ограничению своих потреб­ ностей и никогда не делать другим зла. Великий педагог доказывал важ­ ность таких черт личности, как незлобивость, смирение, милосердие, 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=