ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК есть жизнь», как и начинали свой духовный путь из одной точки - личностно-индивидуалистической концепции жизнетворчества. Нравст венной эволюцией Пьера Толстой утверждает приоритет Всемирной сущ ности мира Божьего по сравнению с человеческим волеизъявлением. Ока завшись вовлеченным в общий ход истории, Пьер смог постигнуть микрокосмос и мироощущение Платона Каратаева, видевшего себя час тью мира и в этом находившего смысл жизни. Духовный потенциал чело века как части мира и мировой души в отдельности не способен к пости жению Истины, и поэтому он, как частица целого, инстинктивно стремится к универсальности. По мысли Толстого, соединение Сына с Отцом, человека с Богом достигается всеединением, возвышающим сознание человека в становлении диалектики части и целого до уров ня Богочеловека. Николай Ростов является осью симметрии между типологиями со знания Андрея и Пьера - сложной, личностно-ориентированной высшей духовной деятельностью самосовершенствования и простой, исконной, всемирно ориентированной стихией жизни. Ростов в своем внутреннем мире попытался снять противоречия простой и сложной жизни; в любви и состоялось примирение. Три основных героя утверждают пантеистическую модель мира. Наташа Ростова является живым воплощением и олицетворением люб ви, овладевшей всей ее натурой: любовь как стихия мира определяет стремление человеческой души к всеохватности и всепроникновению. В судьбе Наташи Ростовой происходит осмысление Толстым закона любви как проявления идеи Творения. Вступая в литературу в эпоху социальных и нравственных потрясе ний середины XIX века, Толстой полемизирует с опытами сознательного переустройства жизни в свете антропоцентризма, продолжая пушкин скую историософию в слаженности и единении человеческой судьбы, развертываемой Божественной концепцией бытия Всемирного братства. Преодоление двоемирия сознания и противоречивости онтологической модели мира побуждает Толстого к художественным поискам усвоенной целостности мировосприятия Всемирной сообразности, определившей судьбы героев «Войны и мира», для которых «жизнь... не имела смысла как отдельная жизнь», но «только как частица целого». Освоение логики художественных исканий позволяет писателю вы явить сквозные идеи, темы и образы, вбирающие духовный опыт чело вечества и побуждающие читателя к морально-этическому совершен ствованию, и потому, как заметил Э. Г. Бабев, «когда мы хотим взять 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=