ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК есть жизнь», как и начинали свой духовный путь из одной точки - личностно-индивидуалистической концепции жизнетворчества. Нравст­ венной эволюцией Пьера Толстой утверждает приоритет Всемирной сущ­ ности мира Божьего по сравнению с человеческим волеизъявлением. Ока­ завшись вовлеченным в общий ход истории, Пьер смог постигнуть микрокосмос и мироощущение Платона Каратаева, видевшего себя час­ тью мира и в этом находившего смысл жизни. Духовный потенциал чело­ века как части мира и мировой души в отдельности не способен к пости­ жению Истины, и поэтому он, как частица целого, инстинктивно стремится к универсальности. По мысли Толстого, соединение Сына с Отцом, человека с Богом достигается всеединением, возвышающим сознание человека в становлении диалектики части и целого до уров­ ня Богочеловека. Николай Ростов является осью симметрии между типологиями со­ знания Андрея и Пьера - сложной, личностно-ориентированной высшей духовной деятельностью самосовершенствования и простой, исконной, всемирно ориентированной стихией жизни. Ростов в своем внутреннем мире попытался снять противоречия простой и сложной жизни; в любви и состоялось примирение. Три основных героя утверждают пантеистическую модель мира. Наташа Ростова является живым воплощением и олицетворением люб­ ви, овладевшей всей ее натурой: любовь как стихия мира определяет стремление человеческой души к всеохватности и всепроникновению. В судьбе Наташи Ростовой происходит осмысление Толстым закона любви как проявления идеи Творения. Вступая в литературу в эпоху социальных и нравственных потрясе­ ний середины XIX века, Толстой полемизирует с опытами сознательного переустройства жизни в свете антропоцентризма, продолжая пушкин­ скую историософию в слаженности и единении человеческой судьбы, развертываемой Божественной концепцией бытия Всемирного братства. Преодоление двоемирия сознания и противоречивости онтологической модели мира побуждает Толстого к художественным поискам усвоенной целостности мировосприятия Всемирной сообразности, определившей судьбы героев «Войны и мира», для которых «жизнь... не имела смысла как отдельная жизнь», но «только как частица целого». Освоение логики художественных исканий позволяет писателю вы­ явить сквозные идеи, темы и образы, вбирающие духовный опыт чело­ вечества и побуждающие читателя к морально-этическому совершен­ ствованию, и потому, как заметил Э. Г. Бабев, «когда мы хотим взять 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=