ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. И. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ кой жизни. Как следствие этого мы имеем необходимость упраздне­ ния смертной казни. Обращаясь к методам развития человеческих взаимоотношений, попробуем перечислить наиболее важные: отказ от применения телес­ ного насилия или его угрозы (непротивление злу насилием); рациональ­ ное воздействие (убеждение); эмоциональное воздействие (личный пример); рефлексия, медитация и самовнушение (молитва). Своеобраз­ ным методом можно считать также отказ от участия в предприятиях сомнительного нравственного качества (неделание). Толстой не был утопистом. Он реально оценивал человеческую ситуацию. Так, например, обращаясь к христианству, он не раз подчер­ кивал, что «христианское учение не определяет форм жизни, а только во всех человеческих отношениях указывает идеал, направление». Одной из главных ошибок некоторых критиков учения Толстого является сме­ шение идеала и нормы поведения, приписывание Толстому нереальных требований к человеку. Весьма любопытной представляется эволюция взглядов самого Тол­ стого на степень возможности таких требований. Так, в 1884 году в работе «В чем моя вера», обсуждая вопрос о христианской возможности «лю­ бить врагов», Толстой указывает на иносказательный смысл этого вы­ ражения: «...надо любить всех без различия той народности, к которой они принадлежат. Нельзя любить личных врагов. Но людей вражеского народа можно любить точно так же, как и своих». Но в 1908 году в работе «Закон насилия и закон любви» Толстой указывает на прямое, а не косвенное значение этого выражения: «...пред­ писание любить не любящих, а ненавидящих не есть преувеличение, не есть указание на возможность исключений, но есть только указание на тот случай, ту возможность получения высшего блага, какую дает любовь». Здесь необходимо подчеркнуть, что главным критерием для Толстого в этом вопросе служил он сам, его чувства, его душа. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=