ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2. Собственно процесс воспитания осуществляется в свободном, непринудительном взаимодействии педагога с воспитанником, когда вос питатель открыто выражает свою позицию, свои цели и намерения, при глашает воспитанника к сотрудничеству, не пытаясь манипулировать чувствами, сознанием и действиями воспитанника, не пытаясь исполь зовать его как средство для достижения собственных целей. 3. Воспитатель не только заявляет о своей позиции, но и живет в соответствии с ней, значительно опережает воспитанника в том на правлении развития, в котором он выстраивает отношения с воспи танником, и в тех качествах, которые представляются желаемыми в развитии личности ребенка. А. Б. Грамолин Екатеринбург УЧЕНИЕ Л. ТОЛСТОГО КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С точки зрения междисциплинарной теории прогресса судьба со временной цивилизации - ее завершение или становление нового каче ства - будет зависеть от культурно-интеллектуального разнообразия сообщества, от способности поощрять рост разнообразия и от достиг нутой степени взаимной терпимости людей. В этой связи представляется целесообразным выделить некоторые наиболее важные принципы и методы развития человеческих взаимоот ношений, разработанные в учении великого мыслителя. Попробуем их перечислить. По нашему представлению, это - прин цип равного права всех людей на жизнь и возможность творческой ре ализации; принцип все более возрастающей степени свободы в развитии реализации творческих возможностей человека; принцип религиозно нравственного структурирования сознания. Рассмотренные деятельностные принципы базируются на поло жениях о биологической недеструктивности человека и его творчес кой уникальности. Таким образом, в основании всех перечисленных принципов лежит принцип священной неприкосновенности человечес- 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=