ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ взаимовыгодного решения проблем педагога и воспитанника, в резуль­ тате которого происходят изменения в личностях участников этого про­ цесса. Если преобладает процесс решения проблем воспитанника, построенный на основе его активности, его потребностей и интересов, - это свободное воспитание. Если преобладает процесс решения проблем воспитателей, построенный на принудительном вовлечении в него воспитанников, принудительной организации их поведения и деятельнос­ ти, - это насильственное воспитание. Абсолютно свободного воспитания быть не может: процесс выстраивается на балансе прав и обязанностей участников воспитательного процесса. Свобода воспитания создается об­ ластью совпадения интересов и направлений развития педагога и ребенка в сочетании с их способностью ограничивать свою деятельность, если она ущемляет интересы другого. Возникает случай, когда поведение ребенка становится недопус­ тимым с точки зрения воспитателя. Применяя насилие, воспитатель может остановить ребенка (и в ряде случаев это необходимо), подчинить его, но вряд ли может развить его как личность - активную и созидающую себя. Многочисленные научные данные подтверждают неэффектив­ ность, порочность наказания, насилия как средств развития самостоя­ тельной, творческой личности. Воспитание начинается с того момента, когда ребенок следует за педагогом, принимает его как личность, дове­ ряет ему, а педагог сам обладает теми качествами, которые старается развить у ребенка. «Воспитание представляется сложным и трудным делом, - пишет Л. Н. Толстой, - только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?» Педагогические идеи Л. Н. Толстого - с учетом научных данных о психике человека и закономерностях развития личности - позволяют сформулировать следующие условия современного свободного воспи­ тания подрастающего поколения. 1. Педагог кроме своей позиции, своего подхода, своей теории и практики развития личности ребенка признает правомочность и дру­ гих теорий и практик и, оставаясь на позиции ученого, не вступает во вражду с инакомыслящими педагогами (разве что в научном споре), не пытается насильно обратить других в свою «веру», признает право других воспитывать иначе. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=