ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Обратимся к позиции великого гуманиста Л. Н. Толстого, которая может быть основанием для решения проблем современного воспита­ ния. Толстой в статье «Воспитание и образование» разделяет эти два понятия: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания: предметом же педагогики должно и может быть только образование... Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки... Воспитание есть принуди­ тельное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образо­ вание есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им». Толстой обратил внимание на два принципиально различных под­ хода воспитателя к воспитуемому. Согласно первому подходу один че­ ловек хочет изменить другого в соответствии со своими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, воздействуя на него прямо, открыто, подчиняя себе воспитанника (прямое насилие), или воздействуя косвенно, незаметно, что особенно характерно для современных психотехник ма­ нипулирования людьми (скрытое насилие). Согласно второму подходу воспитатель исходит из потребностей и интересов самого ребенка, от­ носится к нему как к личности, способной к самоориентации и само­ развитию. Первый подход Толстой определил как воспитание, а второй - как образование. Признавая впоследствии искусственность разделе­ ния воспитания и образования, Толстой всегда различал насильственное и свободное воспитание (образование). «Мне не хочется доказывать то, что я уже доказывал, - пишет Толстой, - и то, что слишком легко до­ казать: что воспитание, как умышленное формирование людей по из­ вестным образцам, не плодотворно, не законно и невозможно ». Толстой прекрасно понимает, что причины воспитания коренятся в человечес­ кой природе, в стремлении оказывать влияние друг на друга, изменять других в соответствии со своими желаниями и представлениями. Однако он указывает на произвол воспитания, отсутствие научных оснований формировать людей по какому-либо образцу. Современные научные данные о психике, закономерностях развития личности дают определенное представление о границах нормального развития личности ребенка. Но границы эти слишком широки, и каж­ дый человек имеет огромные многовариативные возможности разви­ тия. Учитывая это, воспитание правильнее определять как искусство 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=