ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Обратимся к позиции великого гуманиста Л. Н. Толстого, которая может быть основанием для решения проблем современного воспита ния. Толстой в статье «Воспитание и образование» разделяет эти два понятия: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания: предметом же педагогики должно и может быть только образование... Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки... Воспитание есть принуди тельное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образо вание есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им». Толстой обратил внимание на два принципиально различных под хода воспитателя к воспитуемому. Согласно первому подходу один че ловек хочет изменить другого в соответствии со своими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, воздействуя на него прямо, открыто, подчиняя себе воспитанника (прямое насилие), или воздействуя косвенно, незаметно, что особенно характерно для современных психотехник ма нипулирования людьми (скрытое насилие). Согласно второму подходу воспитатель исходит из потребностей и интересов самого ребенка, от носится к нему как к личности, способной к самоориентации и само развитию. Первый подход Толстой определил как воспитание, а второй - как образование. Признавая впоследствии искусственность разделе ния воспитания и образования, Толстой всегда различал насильственное и свободное воспитание (образование). «Мне не хочется доказывать то, что я уже доказывал, - пишет Толстой, - и то, что слишком легко до казать: что воспитание, как умышленное формирование людей по из вестным образцам, не плодотворно, не законно и невозможно ». Толстой прекрасно понимает, что причины воспитания коренятся в человечес кой природе, в стремлении оказывать влияние друг на друга, изменять других в соответствии со своими желаниями и представлениями. Однако он указывает на произвол воспитания, отсутствие научных оснований формировать людей по какому-либо образцу. Современные научные данные о психике, закономерностях развития личности дают определенное представление о границах нормального развития личности ребенка. Но границы эти слишком широки, и каж дый человек имеет огромные многовариативные возможности разви тия. Учитывая это, воспитание правильнее определять как искусство 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=