ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ Народность для Толстого выражалась, прежде всего, в родном языке и классической литературе, которые должны занять в школе приори­ тетное место. Толстой мыслил школу, которая должна быть местом нравствен­ ного совершенствования детей, в основе которой лежит идея «непро­ тивления злу», принцип «служения добру и совершенствованию». Деятельность учителя рассматривал как искусство, в котором «окончен- ность и совершенство бесконечны». Свою яснополянскую школу он превратил в педагогическую лабораторию, в которой проверялись педагогические идеи, ориентированные не только на воспитание чело­ века его эпохи, но обращенные в будущее. И. В. Ежов Тула АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО ПРИ СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОВРЕМЕННОГО СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Развитие цивилизации, быстрое изменение форм и содержания об­ щественной жизни на рубеже XXI века во многих странах, и особенно в России, обостряют проблемы воспитания подрастающего поколения. Воспитание как деятельность по передаче социального опыта старшими поколениями и его активное усвоение и воспроизводство новыми по­ колениями, воспитание как целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций становится затруднитель­ ным, зачастую малоэффективным. Одна из основных проблем воспитания заключается в определении позитивной модели (образа, структуры), определении направления раз­ вития личности воспитанника. Какие качества и в каких сочетаниях, какие ценностно-нравственные установки конкретной личности предпо­ чтительнее и почему? Существуют ли абсолютные координаты по­ зитивного развития личности? Другая проблема: кто и при каких условиях может обеспечить эффективность воспитания подрастаю­ щего поколения? 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=