ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Бердяев прослеживает диалектику развития личности. По его мысли, толь ко та личность, которая имеет способность к преклонению перед боже ством, вступает на путь нравственного совершенствования. В. В. Зеньковскому принадлежит огромная заслуга в поиске путе «духовного обновления» человека. Он исследует проблему взаимосвязи веры и знания в развитии человеческого общества и его конкретного представителя - человека. Он утверждает, что душа имеет иерархическую структуру, а ее главным элементом является «сердце» - жизнь чувства. Поэтому основным в процессе формирования личности является развитие «сил добра», заложенных в ребенке от рождения, от которых зависит формирование основного стержня личности. В. В. Зеньковский критикует идею Руссо о «радикальности добра» и учение Канта о «радикальном зле». Анализируя эти подходы, он приходит к мысли, что их следует объединить, основываясь на христианском учении о добре и зле. Принцип соборности принципиально по-новому обозначил подход к воспитанию человека в его восхождении к высшим духовным цен ностям. Сложившимся традиционным теориям Толстой противопоставил свой взгляд на формирующуюся личность. Он считал, что душа ребенка не представляет собой чистой доски, на которой можно написать все, что хочешь. И вместе с этим он выступал против того, что у родившегося ребенка много отрицательных черт и качеств. Взгляды Толстого на при роду ребенка близки к взглядам Руссо. Он писал, что «ребенок вполне удовлетворяет тем требованиям безусловной гармонии в отношении прав ды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек пред ставляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». В своих педагогических сочинениях он значительное внимание уде ляет обоснованию и раскрытию идеи свободного воспитания, которую рассматривает как основу для формирования личности. Свободное вос питание он рассматривает не как анархию и вседозволенность, а как условие и результат тесного сотрудничества учителя и учащихся. Он де лает вывод, что принудительное образование сковывает личность, оно может быть заимствованным, ненациональным, свободное не может идти в разрез с народным характером. Свободу Толстой рассматривает не только в решении учебно-воспитательных задач, но и в решении ор ганизационно-педагогических проблем, связанных с открытием народных школ. В свободной школе должен реализовываться в качестве основы воспитания принцип служения добру и следования историческим осо бенностям русского народа. Идея народности у него тесно связана с вос питанием у детей глубокого патриотизма и любви к своему отечеству. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=