ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Бердяев прослеживает диалектику развития личности. По его мысли, толь­ ко та личность, которая имеет способность к преклонению перед боже­ ством, вступает на путь нравственного совершенствования. В. В. Зеньковскому принадлежит огромная заслуга в поиске путе «духовного обновления» человека. Он исследует проблему взаимосвязи веры и знания в развитии человеческого общества и его конкретного представителя - человека. Он утверждает, что душа имеет иерархическую структуру, а ее главным элементом является «сердце» - жизнь чувства. Поэтому основным в процессе формирования личности является развитие «сил добра», заложенных в ребенке от рождения, от которых зависит формирование основного стержня личности. В. В. Зеньковский критикует идею Руссо о «радикальности добра» и учение Канта о «радикальном зле». Анализируя эти подходы, он приходит к мысли, что их следует объединить, основываясь на христианском учении о добре и зле. Принцип соборности принципиально по-новому обозначил подход к воспитанию человека в его восхождении к высшим духовным цен­ ностям. Сложившимся традиционным теориям Толстой противопоставил свой взгляд на формирующуюся личность. Он считал, что душа ребенка не представляет собой чистой доски, на которой можно написать все, что хочешь. И вместе с этим он выступал против того, что у родившегося ребенка много отрицательных черт и качеств. Взгляды Толстого на при­ роду ребенка близки к взглядам Руссо. Он писал, что «ребенок вполне удовлетворяет тем требованиям безусловной гармонии в отношении прав­ ды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек пред­ ставляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». В своих педагогических сочинениях он значительное внимание уде­ ляет обоснованию и раскрытию идеи свободного воспитания, которую рассматривает как основу для формирования личности. Свободное вос­ питание он рассматривает не как анархию и вседозволенность, а как условие и результат тесного сотрудничества учителя и учащихся. Он де­ лает вывод, что принудительное образование сковывает личность, оно может быть заимствованным, ненациональным, свободное не может идти в разрез с народным характером. Свободу Толстой рассматривает не только в решении учебно-воспитательных задач, но и в решении ор­ ганизационно-педагогических проблем, связанных с открытием народных школ. В свободной школе должен реализовываться в качестве основы воспитания принцип служения добру и следования историческим осо­ бенностям русского народа. Идея народности у него тесно связана с вос­ питанием у детей глубокого патриотизма и любви к своему отечеству. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=