ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ Многие идеи славянофилов получили дальнейшее развитие в тру­ дах классиков русской педагогики, русских религиозных философов. Лев Толстой отмечал, что никто из русских не имел на него, его духовное «направление» такого влияния, как славянофилы. Толстой, как и славянофилы, русские религиозные философы, счи­ тал, что российская система воспитания должна быть своя, не похожая ни на какую другую систему. Ее опорой должны быть традиции, язык, культура и самобытность русского народа. Славянофилы, обосновывая свое философско-педагогическое кредо о соборности (общинности) в духовно-нравственном становлении лич­ ности, видели в соборности ту среду, которая благотворно влияет на раз­ витие природных задатков ребенка, способствует достижению истинного знания. Л. Н. Толстой, раздумывая над российской системой народного просвещения, не выступал категорически против идей исследования за­ падноевропейской школы. Он выступал против ее механического переноса на русскую почву, проводил политику не изоляции от Запада, а диало­ га культур, в основе которой, с одной стороны, лежало стремление глу­ боко изучить теорию и практику западноевропейского образования, а с другой - построить свою систему образования, которая бы соответ­ ствовала бы традициям, языку, культуре русского человека. Значительный вклад в разработку проблемы воспитания человека внесли русские религиозные философы. В. В. Розанов в своих работах, и в частности, таких как «Сумерки просвещения», «Беспочвенность рус­ ской школы», критикует школу, указывает на ее существенные недо­ статки. Он отмечает, что школа не развивает индивидуальные качества личности, не учитывает ее склонности, желания и потребности. Он раз­ вивает мысль славянофилов о том, что воспитание должно быть направ­ лено на развитие «целостной» личности. Н. А. Бердяев также исследует проблему формирования личности. В отличие от старших славянофилов он рассматривает личность не как часть какого-то целого и не как часть общества, а напротив - общество только как часть личности. Н. А. Бердяев рассматривал человеческое тело как форму личности, которая должна быть подчинена духу. Он, как и Л. Н. Толстой, утверждал, что человек как личность имеет большую ценность, чем общество, нация и государство. В человеке он определил два противоположных качества: недовольство собой и способность к преодолению и саморазвитию себя как личности. Стремление преодо­ левать себя заложено в человеке от рождения, в котором природа со­ единила и доброе и злое. В своей книге «Философия неравенства» 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=