ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ Многие идеи славянофилов получили дальнейшее развитие в тру дах классиков русской педагогики, русских религиозных философов. Лев Толстой отмечал, что никто из русских не имел на него, его духовное «направление» такого влияния, как славянофилы. Толстой, как и славянофилы, русские религиозные философы, счи тал, что российская система воспитания должна быть своя, не похожая ни на какую другую систему. Ее опорой должны быть традиции, язык, культура и самобытность русского народа. Славянофилы, обосновывая свое философско-педагогическое кредо о соборности (общинности) в духовно-нравственном становлении лич ности, видели в соборности ту среду, которая благотворно влияет на раз витие природных задатков ребенка, способствует достижению истинного знания. Л. Н. Толстой, раздумывая над российской системой народного просвещения, не выступал категорически против идей исследования за падноевропейской школы. Он выступал против ее механического переноса на русскую почву, проводил политику не изоляции от Запада, а диало га культур, в основе которой, с одной стороны, лежало стремление глу боко изучить теорию и практику западноевропейского образования, а с другой - построить свою систему образования, которая бы соответ ствовала бы традициям, языку, культуре русского человека. Значительный вклад в разработку проблемы воспитания человека внесли русские религиозные философы. В. В. Розанов в своих работах, и в частности, таких как «Сумерки просвещения», «Беспочвенность рус ской школы», критикует школу, указывает на ее существенные недо статки. Он отмечает, что школа не развивает индивидуальные качества личности, не учитывает ее склонности, желания и потребности. Он раз вивает мысль славянофилов о том, что воспитание должно быть направ лено на развитие «целостной» личности. Н. А. Бердяев также исследует проблему формирования личности. В отличие от старших славянофилов он рассматривает личность не как часть какого-то целого и не как часть общества, а напротив - общество только как часть личности. Н. А. Бердяев рассматривал человеческое тело как форму личности, которая должна быть подчинена духу. Он, как и Л. Н. Толстой, утверждал, что человек как личность имеет большую ценность, чем общество, нация и государство. В человеке он определил два противоположных качества: недовольство собой и способность к преодолению и саморазвитию себя как личности. Стремление преодо левать себя заложено в человеке от рождения, в котором природа со единила и доброе и злое. В своей книге «Философия неравенства» 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=