ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ вершенствованием в определенном социокультурном пространстве и времени. Именно в этом видится возможность обновления жизни, не только выход из современного кризиса, но и путь совершенствования человека и человечества. А. А. Шаталов Орехово-Зуево Л. Н. ТОЛСТОЙ И РУССКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФЫ О ВОСПИТАНИИ л и ч н о с т и Чем дальше отделяет нас время от периода жизни и деятельнос­ ти великого художника, мыслителя, гуманиста и педагога Л. Н. Толсто­ го, тем в большей степени возникает потребность обращения к его духовным истокам, философско-педагогическим сочинениям. Л. Н. Толстой разработал целостную программу самосовершен­ ствования личности. Он считал, что путь духовно-нравственного со­ вершенства человека не имеет завершенности, он осуществляется на протяжении всей жизни: «Считай себя всегда школьником-учеником. Не думай, чтобы ты был стар, чтобы учиться, что душа твоя уже такова, какой она должна быть, и не может быть лучше. Для разумного человека нет оконченного курса: он до самого гроба ученик». Л. Н. Толстой внимательно изучал идеи славянофилов, их концеп­ цию православной философии, в основе которой лежит идея цельности личности, идея соборности. Он разделял их идеи о том, что внутренние стимулы просвещения исчерпали себя, а технический прогресс на За­ паде сочетается, по словам И. А. Хомякова, с «пустодушием», с зами­ ранием духовной жизни людей. И. А. Хомяков и И. В. Киреевский неоднократно подчеркивали, что русская национальная культура, русская история, национальное самосознание обладают самобытными жизнен­ ными ценностями. Они утверждали, что в русской жизни должно быть свое, родное, народное, самобытное. Надо быть русскими во всем - в уст­ ройстве государства и быта, в науке, философии, литературе, умствен­ ной деятельности. И. В. Киреевский, сравнивая, сопоставляя основные черты образованности и культуры России и Запада, отмечал, что древ­ нерусская образованность отличается цельностью и разумностью, а за­ падная построена на принципах рационализма и дуализма. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=