ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ на основе авторитарной этики, когда до души нет дела. Так нарушаются права ребенка, его свобода и достоинство. Вторая точка зрения исхо­ дит из понимания педагогической системы как нестабильной, неравно­ весной, в которой ребенок имеет субъектный статус и взаимодействует со взрослыми, когда отношения строятся на гуманистической этике Так защищаются права ребенка, его свобода, достоинство и перед каж­ дой душой открывается свой собственный путь развития. Вторая точка зрения, которой мы придерживаемся, актуализирует новую теорию и практику. Теперь появилась возможность рассмотреть их с новых теоретико-методологических позиций, выйти за рамки тра­ диционного педагогического мышления и круга суждений, обогатить педагогический словарь новыми категориями. Новая педагогика, которую мы называем этической, делает акцент на нравственной сущности, на жизненно важных для каждого человека проблемах - отношение к себе и к другим. Нравственность как стержень личности позволит преодолеть ранний деструктивизм растущего че­ ловека. Наша позиция строится на убеждении в том, что в прошлом гуманистическая этика не была должным образом востребована педаго­ гикой (на то есть причины), в настоящее время для успешного развития теории и практики необходимо обрашение к ее понятиям, имеющим своим предметом нравственность. Синергизм этики и педагогики позволяет определить понятие этической педагогики как концепции, в основе которой лежит гуманистическая этика, личностно-центриро­ ванное обучение и воспитание, создающие условия для полно­ ценной самоактуализации личности в содержательном общении, разнообразной деятельности, для самостоятельной выработки мораль­ но-этических принципов. Данное понятие - этическая педагогика —включает в себя конти­ нуум целей и средств, их адекватность, достигаемую реализацией сле­ дующих принципов: - ненасилие, гуманное отношение к ребенку, безусловное его при­ нятие таким, какой он есть; - эмпатическое понимание его внутреннего мира; - конструктивное общение, внимание к субъективному опыту ре­ бенка, умение учителя его актуализировать и строить обучение в зоне его ближайшего развития; - введение в обучение значимого знания, такого, которое сущест­ венно влияет на нравственное становление личности, способствует по­ знанию себя и окружающего мира, самореализации личности; 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=