ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ляет собой провал попытки выхода за пределы текстовой риторики к не посредственной истине. Однако именно благодаря своей риторической строгости «Альберт» может считаться уникальным в толстовском насле дии текстом - прозрением риторической сущности литературы, прозре нием, о котором писатель должен был забыть, чтобы утвердить свою художественную систему. А. С. Путеев Липецк ЛОГИКА СУДЕБ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО ПОВЕСТВОВАНИЯ «ВОЙНЫ И МИРА » Л. Н. ТОЛСТОГО Изучение «Войны и мира» немыслимо без глубокого понимания и освоения его логико-структурной целостности. Понятийным и компо зиционным стержнем произведения является художественно воплощен ная логика самоопределения и взаимодействия судеб главных героев, которая выражает устремленность Толстого к утверждению в действи тельности нравственно-социального идеала соборности как преломле ния идеи Творения. Логика развертывания судьбы князя Андрея обусловлена освоением духовной несостоятельности личностного идеала в противоборстве с миром Божьим, что определяет духовный климат эпохи создания «Войны и мира». Болконский противостоит Всемирному началу жизни, не чувствуя и не воспринимая внеличностные аксиологические представ ления, ориентируясь в жизнетворчестве на наполеоновский идеал, что приводит к нравственному тупику (размышления на Праценской горе). Его духовный идеализм, граничащий с ницшеанской тенденцией, разру шается при встрече со слаженностью и соборностью всеобщей жизни. Смертью князя Андрея Толстой отвергает личностный идеал, выбирая между Истиной и Христом Истину Всемирного начала как единораздель ной целостности человека и мира. Предсмертные размышления Андрея совпадают по времени с нравственным воскресением Пьера в плену. Герои приходят к одному и тому же итогу духовных исканий: «любовь 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=