ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ М. Н. Дудина Екатеринбург «У КАЖДОЙ ДУШИ СВОЙ ПУТЬ», ИЛИ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ Вынесенные в заголовок слова Л. Н. Толстого мы относим к про граммным для педагогики. Считая природу ребенка совершенной, Лев Николаевич возлагал надежды на спасительную силу воспитания, кото рое призвано поддержать в ребенке заложенное природой. Но сделать это может только свободное воспитание. Этика Толстого отвергала саму суть традиционного подхода к воспитанию, согласно которому мо ральные нормы и ценности задаются извне - воспитателями, роди телями, обществом или государством. О несостоятельности такого подхода в воспитании Толстой писал: люди, во-первых, сами не знают, каким должен быть человек, то есть не владеют истиной, и, во-вторых, вос питывающие люди несовершенны сами и никогда не достигнут совершенства, но если они озабочены этой проблемой, то будут самосовершенствоваться («если они не мертвы, движутся и воспитываются»). Философия и педагогика ненасилия Л. Н. Толстого опередили время. Оно бывало настолько суровым, что о ненасилии заставляло забывать, но идея не умерла. Теперь время Толстого пришло. Чело вечество движется в поиске смысла жизни, истины, нравственности дол гим и сложным путем, далеко не всегда праведным. Как и предсказывал Л. Н. Толстой, от воспитания подрастающих поколений зависит буду щее. Проблемы воспитания в настоящее время выдвигаются на первый план не только в сфере образования —они «стучатся» во все сферы жизни. Это вызвано мощнейшим кризисом воспитания, масштаб которого трудно было представить нашим предшественникам. Рост дефицита ду ховности, совестливости, широкое распространение убеждения, что все средства хороши, лишь бы цель была достигнута, охватило различные стороны человеческой жизни, будь то отношение к природе, к земным благам, к людям - старикам или детям, связано ли это с политической или экономической жизнью, с культурой, средствами массовой инфор мации и даже с образованием. Проблемное т ле педагогики позволяет осмыслить ее с двух точек зрения. Первая свидетельствует о понимании педагогической систе мы как стабильной, равновесной , механистичной, в которой ребенку от водится роль объекта воздействия взрослых и отношения строятся 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=