ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ М. Н. Дудина Екатеринбург «У КАЖДОЙ ДУШИ СВОЙ ПУТЬ», ИЛИ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ Вынесенные в заголовок слова Л. Н. Толстого мы относим к про­ граммным для педагогики. Считая природу ребенка совершенной, Лев Николаевич возлагал надежды на спасительную силу воспитания, кото­ рое призвано поддержать в ребенке заложенное природой. Но сделать это может только свободное воспитание. Этика Толстого отвергала саму суть традиционного подхода к воспитанию, согласно которому мо­ ральные нормы и ценности задаются извне - воспитателями, роди­ телями, обществом или государством. О несостоятельности такого подхода в воспитании Толстой писал: люди, во-первых, сами не знают, каким должен быть человек, то есть не владеют истиной, и, во-вторых, вос­ питывающие люди несовершенны сами и никогда не достигнут совершенства, но если они озабочены этой проблемой, то будут самосовершенствоваться («если они не мертвы, движутся и воспитываются»). Философия и педагогика ненасилия Л. Н. Толстого опередили время. Оно бывало настолько суровым, что о ненасилии заставляло забывать, но идея не умерла. Теперь время Толстого пришло. Чело­ вечество движется в поиске смысла жизни, истины, нравственности дол­ гим и сложным путем, далеко не всегда праведным. Как и предсказывал Л. Н. Толстой, от воспитания подрастающих поколений зависит буду­ щее. Проблемы воспитания в настоящее время выдвигаются на первый план не только в сфере образования —они «стучатся» во все сферы жизни. Это вызвано мощнейшим кризисом воспитания, масштаб которого трудно было представить нашим предшественникам. Рост дефицита ду­ ховности, совестливости, широкое распространение убеждения, что все средства хороши, лишь бы цель была достигнута, охватило различные стороны человеческой жизни, будь то отношение к природе, к земным благам, к людям - старикам или детям, связано ли это с политической или экономической жизнью, с культурой, средствами массовой инфор­ мации и даже с образованием. Проблемное т ле педагогики позволяет осмыслить ее с двух точек зрения. Первая свидетельствует о понимании педагогической систе­ мы как стабильной, равновесной , механистичной, в которой ребенку от­ водится роль объекта воздействия взрослых и отношения строятся 119

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=