ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ Выход из создавшейся ситуации, как считает Толстой, может быть найден в сектах: «Но пришло время, и свет истинного учения Христа, которое было в Евангелиях, несмотря на то, что церковь, чувствуя свою неправду, старалась скрывать его (запрещая переводы Библии) - при шло время, и свет этот, через так называемых сектантов <...> проник в народ, и неверность учения церкви стала очевидна людям...» [3]. Для того чтобы сделать жизнь счастливой, нужно соблюдать сле дующие условия: 1) жить в единстве с природой; 2) жить «любимым, свободным физическим трудом», работать не для себя, а для других; 3) жить в любви и согласии с семьей; 4) жить в «свободном, любовном общении со всеми разнообраз ными людьми мира»; 5) последнее условие счастья - «здоровая и безболезненная смерть». Чем «ниже» находится человек на «социальной лестнице», тем он здо ровее, а чем «выше», тем болезненнее мужчины и женщины [4]. Очень близким Л. Н. Толстому было движение духоборчества. Что привлекало внимание великого писателя в этом движении? Во-первых, духоборы вели здоровый образ жизни, их общины были основаны на принципах «братолюбия», взаимопомощи. Основным занятием сектантов являлся земледельческий труд, что было очень важно для Толстого. Во-вторых, само вероучение секты во многом со впадало с позициями Толстого. Духоборы утверждали, что дух Бога присутствует в каждом чело веке. Каждый человек должен стремиться к совершенству, тогда насту пит на земле «закон Бога». У Толстого: «Царство божие» наступит только через нравственное отношение к другим людям. И у духоборов, и у Толстого Иисус Христос - человек, который осознал «законы Бога» и постарался передать их людям. И духоборы, и великий писатель считали, что потустороннего «рая» и «ада» нет. И «рай », и «ад» есть на этой земле. «Рай» - это состояние всеобщей праведности и совершенства каждого челове ка, «ад» - это состояние всеобщего зла, обмана, неверия, безнрав ственности. И Толстой, и духоборы не признавали современной церкви с ее идолопоклонством, таинствами и обрядностью. В 1894-1895 гг. произошло личное знакомство Толстого с этими замечательными людьми. В дальнейшем вероучение секты испытало 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=