ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ первый акт впоследствии окажется самым незначительным актом, ко­ торый стушуется перед теми тремя-четырьмя актами, которые вступят в историю и произведут что-то такое важное, что мы теперь и предста­ вить себе не можем». Л. Н. Дегтеренко Челябинск Л .Н. ТОЛСТОЙ И ДУХОБОРЫ Вторая половина сознательной жизни Л. Н. Толстого окрашена по­ исками смысла человеческого существования. Ни наука, ни философия, ни естествознание ответа на вопрос, в чем смысл жизни, дать не смогли Толстой нашел ответ в духовном мире простых людей. Он увидел, что люди, проводившие жизнь в тяжелом труде, менее недовольны ею. чем люди, принадлежащие к высшему обществу. Эти простые люди принимают все горести с «уверенностью» в том, что «все это добро». Толстой полюбил этих людей, а полюбив, осознал, что «жизнь его бес­ смысленна и зла» [1]. Для того чтобы понять смысл жизни, надо сде­ лать так, чтобы она приобрела смысл. А смысл этот заключается в том. что человек должен жить не для себя, а для других. Великий писатель обращается к религии, в которую так слепо верит простой народ. Ключом к пониманию этой веры стала Нагорная про­ поведь Евангелия. Бог, для Толстого, - «желание блага всему существующему» [2]. что, в свою очередь, тождественно любви. У человека нет возможности непосредственно общаться с Богом, но он может сделать это, как считает писатель, через нравственное отношение к другим людям. Л. Н. Толстой шаг за шагом анализирует заповеди Иисуса Хрис­ та и приходит к мысли о том, что главное для любого человека - не противиться злу насилием. Поэтому он отрицает суды, казни, тюрь­ мы, воинские и судебные присяги, войны. А поскольку все эти инсти­ туты - продукт деятельности государства, то Лев Николаевич отрицает и само государство. Не принимает Толстой и русской православной церкви, которая «извратила» основы раннего христианства и вступила в союз с государством. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=