ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н, ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК в «незначительные моменты бегущего настоящего». Как и у Руссо, образ цом неотчужденного, истинного языка выступает у Толстого музыка. По сути дела, «Альберт» представляет собой развернутую попытку вер бализации того содержания, которое выражает своей музыкой гениальный скрипач. Если в «Люцерне» возможность такого перевода принимается как само собой разумеющееся (ср. в финале: «сказалось мне невольно»), то в «Альберте» она становится основной темой. В тексте «Альберта» миру музыки при помощи ряда риторических переходов приписывается статус абсолютной истины и более высокой реальности, чем испорченному повседневному миру, которому истина доступна только через «остановившиеся образы прошедшего», возникаю щие в сознании слушателей игры Альберта. Обычный язык, в том числе и язык повествователя, способен соприкоснуться со свободной от ритори ческого и социального отчуждения реальностью только через опосредо ванное описание этих образов. Однако последняя часть «Альберта» представляет собой прямое воспроизведение сознания бредящего музыканта, где исчезает темпораль ная дистанция. «Это было больше, чем действительность, это было дей ствительность и воспоминание»,-декларируется втексте. В своем видении Альберт играет лучшую музыку на скрипке «странного устройства»: ее необходимо просто прижимать к груди. Мелодия, льющаяся таким обра зом прямо из сердца, может быть прямо вербализована: метафоры типа «скрипка говорила» переполняют текст. Однако то, что она говорит («он лучший и счастливейший»), представляет собой всего лишь цитату из речи художника Петрова, которая, как это наглядно показано в тексте, всецело принадлежит низкому миру испорченного повседневного языка, в кото рый. среди прочего, входят и романтические штампы. Музыка Альберта оказывается зависимой от денатурализованного языка «бегущего на стоящего», подчиненного власти стереотипов. Поэтому соединение с воз любленной, немыслимое в реальном мире из-за разделяющей их соци альной дистанции, оказывается возможно только ценой полного разрыва с жизнью: «он чувствовал, что то невыразимое счастье, которым он наслаждался в настоящую минуту, прошло и никогда не воротится». Таким образом, в «Альберте» демонстрируется фигуративная при рода всех функционирующих в тексте категорий. Так же, как и в текстах Руссо, в толстовском рассказе музыка оказывается зависима от системы риторических отношений, разрушающих ее непосредственную связь с природными страстями. Традиционное восприятие рассказа как художе ственной неудачи вполне закономерно, поскольку «Альберт» и представ 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=