ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. И. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ А. Коловерова Тула КАТЕГОРИЯ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНО­ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Л. н. толстого В истории русской философии Л. Н. Толстой занимает особое место. Основные темы, которые всегда занимали мысли Л. Н. Толстого, схо­ дились, как в фокусе, в его этических исканиях. В их центре стоял вопрос о путях жизни, ее смысле и понятии. Эту проблему Лев Николаевич наи­ более последовательно и полно изложил в трактате «О жизни». Исходным пунктом сочинения Л. Н. Толстого «О жизни» является мысль о существовании у людей двух понятий о жизни. Одно из них, «основное и бесспорное» [1], - все знают, в чем состоит жизнь (оно и есть истинное). Но есть у людей и другое понятие жизни - ложное (это понятие у каждого свое). Истинное понятие состоит в том, что «жизнь - есть стремление к благу» [2], его всякий человек получает из собственного внутренне­ го (духовного) опыта, из самосознания. Ложное же понятие основано на внешнем (эмпирическом) опыте. Причиной существования этих двух понятий о жизни являются противоречия, возникающие между1 «разумным сознанием» и «живот­ ной личностью» [3], которые сосуществуют в каждом человеке. Вскры­ вает и разрешает возникшие противоречия разум. Л. Н. Толстой характеризует разум как мудрость; он не может быть определен, так как сам служит для определения всего остально­ го. Это - единственная основа, соединяющая все живое в одно целое, поэтому все в мире подчиняется «закону разума» [4], этому же закону подчиняется и жизнь человека. Если она не соответствует этому зако­ ну, то становится только существованием. Закон истинной жизни состоит в любви к другим и взаимном слу­ жении друг другу. По мнению автора трактата, доступнее всего это чув­ ство людям простым и необразованным, а потому они меньше всего отстаивают требования своей личности. Как считает Л. Н. Толстой, «истинная любовь возможна только при полном отречении от блага животной личности» [5]. Это отречение происходит вследствие осознания тщетности существования личности, невозможности ее блага. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=