ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Дальнейшее исследование подобных помет и творчества Толстого позволяет непосредственно проследить путь освоения и синтез стои­ ческих идей и образов в произведениях писателя. Опираясь на положе­ ние Эпиктета о разумной свободе, о контролирующей функции разума, Толстой развил и обосновал идею независимости человека от внешних причин и его активности, ответственности в нравственном выборе, расширил сферу понимания психологических актов человеческого со­ знания, имеющего общие для всех признаки. Стоическое понятие разумной свободы определяет практическую аскетику Эпиктета, которая соотносится с системой самосовершен­ ствования Толстого, включающей в себя развитие и становление созна­ тельного начала в человеке. Введение в научный обиход текстов Эпиктета углубляет пробле­ матику творчества писателя, наполняет его новым содержанием, а также позволяет избежать некоторых недоразумений при комментировании. Так, например, в трактате «В чем моя вера?» в связи с рассуждениями о разумной свободе стоиков Толстой ссылается на авторитет Эпикте­ та. В комментариях к 23 тому Юбилейного издания, в других изданиях трактата отмечается, что в «Афоризмах» Эпиктета данное изречение не содержится. Но его не может быть в «Афоризмах», так как оно при­ надлежит «Беседам» (Книга 1, гл. 9/4). К сожалению, в Ясной Поляне не сохранились «Беседы», и мы не может сказать, в каком издании читал их Толстой. К тому времени они были изданы в Европе, а в Рос­ сии полный научный перевод появился только в 1975-76 гг. в журнате «Вестник древней истории». Примечания [1] Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. М.-Л., 1937. Т. 28. С. 305. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=