ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ города. В целом критика ее звучит у Швейцера все же мягче, чем у Толс­ того. А. Швейцер уже не надеялся повернуть процесс урбанизации вспять и даже питал некоторые иллюзии о возможности создания «культурного государства». Современность лишь подтвердила правоту взглядов двух великих мыслителей. Выживание человечества возможно лишь при условии осмысления и претворения в жизнь их философского наследия. Н. А. Николаева Санкт-Петербург НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ТОЛСТО ГО И ЭТИКА СТОИКОВ Стоицизм интересовал Толстого на протяжении всей жизни. Сто­ ическая этика является одним из теоретических источников, к которо­ му восходят основополагающие идеи миропонимания писателя. Остановимся на учении Эпиктета. Из текстов римского стоика сохранились «Беседы» (4 книги), «Руководство» и небольшие отрыв­ ки, собранные под названием «Изречения, или Афоризмы». В библио­ теке Ясной Поляны хранится книга «Moralistes anciens, traduits de grec» (Paris, 1841), в которую, в частности, входит французский перевод «Руководства». Многочисленные пометы и их характер говорят об осо­ бом внимании писателя к учению Эпиктета. Цель доклада - дать комментарии к наиболее интересным вы­ сказываниям римского стоика, повлиявшим на концепцию миропони­ мания Толстого, и их систематизацию. Первые две главы «Руководства» отчеркнуты, и на полях содер­ жится надпись «Начало всякой философии». Толстой выделил как основополагающее для себя стоическое положение о внутренней сво­ боде, связанное с понятиями признания и суждения. Парафраз стоичес­ ких идей уже на первоначальном этапе сравнения можно обнаружить в трактате «Царство Божие внутри вас»: «Человек не свободен в своих поступках, но он свободен в признании или непризнании известной ему истины. Признание истины есть причина поступков... Свобода че­ ловека только в признании открывающейся ему истины, иной свобо­ ды нет» [1]. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=