ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. И. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ гармоничным, есть одно средство - самим людям быть лучше. Христи­ анские правила, группирующиеся вокруг заповеди непротивления злу, играют роль этического ориентира в мире. В учении Л. Н. Толстого мы находим глубокое осмысление хрис­ тианской любви. Любовь в его понимании - это душевное состояние готовности любви ко всем. Поэтому это чувство распространяется и на людей неприятных, враждебных нам. Высшее благо любви заключается в исчезновении страха смерти, вырастающего из-за любви к самому себе. Отказываясь от употребле­ ния зла в отношении между людьми, человек утрачивает и главное зло своей собственной жизни - ощущение смертности. Спасение, по уче­ нию великого гуманиста, оказывается простым: бросить город, уйти от собственности, богатства и комфорта на природу, пахать, сеять, соблюдать единобрачие, любить ближних и не мстить обидчикам, не делать зла. Л. Н. Толстой утверждал: «Добро и зло суть только мате­ риалы, из которых образуется красота, т.е. то, что мы любим без при­ чины, без пользы, без нужды... подставить другую щеку, когда ударяют по одной, неумно, недобро, но бессмысленно и прекрасно» (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 62. Л , 1952. С. 24-25). Особую роль в жизни людей играет совесть. Она, в понимании Л. Н. Толстого, интуитивный, оценочный критерий, побуждающий че­ ловека в каждой житейской ситуации действовать тем или иным об­ разом. Общество, которое учит людей «Прятать совесть в карман», неизбежно постигнет нравственный регресс. Высоко ценил великий гуманист внутреннее состояние личности. Главное для него - это чтобы совершалось духовное развитие человека, его нравственное совершенствование. Понимание смысла и цели жизни, путей движения к идеалу - центральные вопросы в учении великого учителя. Они оказывают ре­ шающее влияние на организацию педагогического процесса, выра­ ботку личностного отношения к жизни. Свое педагогическое кредо Л. Н. Толстой определил так: «Для того, чтобы воспитать человека, год­ ного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совер­ шенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить» (Толстой Л. Н. Круг чтения. М.. 1991. С. 33). 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=