ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. И. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ гармоничным, есть одно средство - самим людям быть лучше. Христи анские правила, группирующиеся вокруг заповеди непротивления злу, играют роль этического ориентира в мире. В учении Л. Н. Толстого мы находим глубокое осмысление хрис тианской любви. Любовь в его понимании - это душевное состояние готовности любви ко всем. Поэтому это чувство распространяется и на людей неприятных, враждебных нам. Высшее благо любви заключается в исчезновении страха смерти, вырастающего из-за любви к самому себе. Отказываясь от употребле ния зла в отношении между людьми, человек утрачивает и главное зло своей собственной жизни - ощущение смертности. Спасение, по уче нию великого гуманиста, оказывается простым: бросить город, уйти от собственности, богатства и комфорта на природу, пахать, сеять, соблюдать единобрачие, любить ближних и не мстить обидчикам, не делать зла. Л. Н. Толстой утверждал: «Добро и зло суть только мате риалы, из которых образуется красота, т.е. то, что мы любим без при чины, без пользы, без нужды... подставить другую щеку, когда ударяют по одной, неумно, недобро, но бессмысленно и прекрасно» (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т. 62. Л , 1952. С. 24-25). Особую роль в жизни людей играет совесть. Она, в понимании Л. Н. Толстого, интуитивный, оценочный критерий, побуждающий че ловека в каждой житейской ситуации действовать тем или иным об разом. Общество, которое учит людей «Прятать совесть в карман», неизбежно постигнет нравственный регресс. Высоко ценил великий гуманист внутреннее состояние личности. Главное для него - это чтобы совершалось духовное развитие человека, его нравственное совершенствование. Понимание смысла и цели жизни, путей движения к идеалу - центральные вопросы в учении великого учителя. Они оказывают ре шающее влияние на организацию педагогического процесса, выра ботку личностного отношения к жизни. Свое педагогическое кредо Л. Н. Толстой определил так: «Для того, чтобы воспитать человека, год ного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совер шенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить» (Толстой Л. Н. Круг чтения. М.. 1991. С. 33). 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=