ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ЛЛ7 Г МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ всегда новым удивлением и благоговением, которые поднимаются тем выше, нем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление, - это звездное небо над нами и моральный закон в нас». Этот принцип примата «я должен» над «я хочу» писатель положил в основу сформу лированного им нравственного правила: «Делай свое дело жизни, со вершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучше нию обшей жизни» (Толстой Л. Н. Круг чтения. М., 1991. С. 45). Л. Н. Толстой писал, что разум - высшая способность человека - направлен на удовлетворение все возрастающих личных потребнос тей. Наличие главного противоречия в сознании индивида он выразил в модели пересечения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Горизонтальная плоскость это пространственное и временное сущес твование человека. Целью этого существования является удовлетво рение личных потребностей. Неудовлетворенность их ведет человека к страданиям. Вертикальная плоскость - это всеобщее, божественное, бесконечное, идеальное. Пересечение этих двух плоскостей - момент воплощения нравственных целей, ценностей в деятельность, поступок личности. Этот момент встречи приводит человека либо к нравствен ному возвышению, либо к регрессу. Жизнь проявляется только в настоящем. Время и пространство - условия раскрытия бесконечного в конечном. Творение добра - это и есть общение с Богом в данный момент. Для этого человеку не нужны посредники в лице церковных служителей. Истинная вера основывает ся на принятии абсолютных ценностей. По мысли Л. Н. Толстого, для человека является пагубным вера в загробную жизнь. Поэтому свою единственную, земную, жизнь он должен стремиться прожить достойно, познать счастье человека, делающего добро людям. Оценивая закон воздаяния за зло, Л. Н. Толстой подчеркивает, что в нравственном мире все связано гораздо теснее, чем в мире физи ческом. Всякое зло порождает цепную реакцию зла. Исторический опыт подтверждает закономерность: люди, насильственно боровшие ся со злом, нередко сами становятся жертвами ответного зла. На сильственная борьба со злом оказывается в итоге не уничтожением самого зла, а уничтожением его носителей. Силы зла можно победит!, лишь любовью, смирением и кротостью. Надо бороться не против человека, а против того порочного и злого, что есть в нем. Эта борьба уничтожает самб зло, ибо способна пробудить доброе чувство в лю дях. Для того чтобы жизнь была хорошей, чтобы общество стало 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=