ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛЛ7 Г МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ всегда новым удивлением и благоговением, которые поднимаются тем выше, нем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление, - это звездное небо над нами и моральный закон в нас». Этот принцип примата «я должен» над «я хочу» писатель положил в основу сформу­ лированного им нравственного правила: «Делай свое дело жизни, со­ вершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучше­ нию обшей жизни» (Толстой Л. Н. Круг чтения. М., 1991. С. 45). Л. Н. Толстой писал, что разум - высшая способность человека - направлен на удовлетворение все возрастающих личных потребнос­ тей. Наличие главного противоречия в сознании индивида он выразил в модели пересечения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Горизонтальная плоскость это пространственное и временное сущес­ твование человека. Целью этого существования является удовлетво­ рение личных потребностей. Неудовлетворенность их ведет человека к страданиям. Вертикальная плоскость - это всеобщее, божественное, бесконечное, идеальное. Пересечение этих двух плоскостей - момент воплощения нравственных целей, ценностей в деятельность, поступок личности. Этот момент встречи приводит человека либо к нравствен­ ному возвышению, либо к регрессу. Жизнь проявляется только в настоящем. Время и пространство - условия раскрытия бесконечного в конечном. Творение добра - это и есть общение с Богом в данный момент. Для этого человеку не нужны посредники в лице церковных служителей. Истинная вера основывает­ ся на принятии абсолютных ценностей. По мысли Л. Н. Толстого, для человека является пагубным вера в загробную жизнь. Поэтому свою единственную, земную, жизнь он должен стремиться прожить достойно, познать счастье человека, делающего добро людям. Оценивая закон воздаяния за зло, Л. Н. Толстой подчеркивает, что в нравственном мире все связано гораздо теснее, чем в мире физи­ ческом. Всякое зло порождает цепную реакцию зла. Исторический опыт подтверждает закономерность: люди, насильственно боровшие­ ся со злом, нередко сами становятся жертвами ответного зла. На­ сильственная борьба со злом оказывается в итоге не уничтожением самого зла, а уничтожением его носителей. Силы зла можно победит!, лишь любовью, смирением и кротостью. Надо бороться не против человека, а против того порочного и злого, что есть в нем. Эта борьба уничтожает самб зло, ибо способна пробудить доброе чувство в лю­ дях. Для того чтобы жизнь была хорошей, чтобы общество стало 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=