ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ характеру. Это объясняется тем, что в то время мировоззрение и жизне­ понимание писателя преимущественно основывались на евангельских истинах. В то же самое время налицо несомненная общность позиций этих мыслителей по целому ряду ключевых, в основном этических, про­ блем. Главными среди них, безусловно, являются такие важнейшие фун­ даментальные понятия, находящиеся в центре внимания и Платона, и Толстого, как душа, благо, разум, любовь, нравственное самосовер­ шенствование, смерть и т. д. Так, на примере представлений о телесно­ духовной двойственности человеческой природы обнаруживается не только глубокая идейная преемственность во взглядах Платона и Толс­ того, но и прямая текстологическая аналогия, явно проявляющаяся при сопоставлении определений понятия «душа», например в платонов­ ском диалоге «Федон» и «Пути жизни» Толстого. Истинную цель и смысл человеческого бытия Платон усматрива­ ет в наиболее полной эмансипации души, достижимой только для из­ бранного круга истинных философов. Толстой всецело принимает эту платоновскую идею и как бы «демократизирует» ее, распространяя на всех людей без исключения возможность реализации человеком всей полноты и преимуществ своего духовного статуса. Именно здесь следует искать подлинные истоки основополагающего принципа нрав­ ственного самосовершенствования, занимающего особое место в инди­ видуальной этике Платона и составляющего внутренний стержень толстовской нравственной доктрины. В качестве неизменного ориентира духовного совершенствования личности у Платона выступает идея блага, являющая собой образ целостного идеального совершенства как главной нравственной деятельности человека, решающая роль в дости­ жении которой по праву принадлежит разуму. Если учесть при этом, какую огромную роль отводил ему и Толстой в рамках своего нравст­ венно-философского учения, становится очевидно, что античный мо­ ральный рационализм Платона оказал несомненное и значительное влияние на формирование этической позиции Толстого как убежденно­ го и последовательного морального рационалиста. Утверждая разум, понимаемый как Логос, в качестве одного из глав­ ных универсальных законов человеческой жизни, Толстой дополняет его еще более важным, с его точки зрения, законом человеческого бытия законом любви, выступая тем самым продолжателем платоновской традиции в осмыслении сущности этой главнейшей философской кате­ гории. Таким образом, именно в творческом наследии Платона Тол­ стой находит серьезные и глубокие как этические, так и метафизические 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=