ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ в произведении, сообщая ему целостность, идейно-художественную за вершенность. Огромные горизонты объективного эпического повествова ния открылись Толстому в результате приближения его авторской пози ции к «точке [зрения] мужика». Писатель уже в ранних рассказах (не говоря уже о «пред-» и «послеформенных») смог взглянуть на жизнь глазами самого народа, что во многом способствовало формированию эпических основ его творчества. Примечания [1] См.: Нестеренко А. А. Рассказ, повесть, роман: динамика жан ров и повествование в художественной прозе Л. Н. Толстого // Жанр и творческая индивидуальность: Межвузовск. сб. научн. тр. / Под ред. проф. В. В. Туры. Вологда, 1990. С. 87-100. А. В. Щербенок Санкт-Петербург РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «АЛЬБЕРТ»: ПРОВАЛ ИЛИ ПРОЗРЕНИЕ? Рассказ «Альберт» (1857) сам Толстой, его современники и после дующие исследователи единодушно считали крупной неудачей писателя. Доминирующей реакцией на этот «запоздалый романтизм» было недоуме ние: текст рассказа упорно сопротивлялся вписыванию его в какую бы то ни было смысловую систему. «Альберт» поэтому описывается как кульминационное выражение толстовских идейных метаний второй по ловины 50-х годов. Причем характерно, что с точки зрения одних иссле дователей рассказ знаменует увлечение Толстого теорией чистого искус ства, а с точки зрения других —осуждение этой теории. Эйхенбаум считал «Альберта» «первой крупной неудачей Толстого» и связывал это с тем, что Толстой здесь отказался от конструктивного принципа своей прозы - прямого выражения этических суждений. Вместе с тем можно доказать, что Альберт лишь внешне выпада ет из ряда написанных в это время рассказов. В нем ставится консти тутивная для произведений этого периода проблема истинного языка и доступности истины для повествователя, чье слово погружено 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=