ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

низшего порядка». «Полное удовлетворение дает только нравственное благо»,- прибавлял Толстой [13]. Оно как бы составляет внутренний мир художественного творения, его художественную целостность. В связи с религиозно-этическими взглядами писателя В. Б. Ремизов просматривает в его художественном наследии, как он считает, не без ос­ нований главную тему - «Ядро» - «концепцию жизни, смерти, бессмер­ тия». Автор так же находит ведущей в художественном видении «идею движения» (проблема «текучести» жизни, человека). Толстой об этом писал многократно в связи с романом «Воскресение» и в более раннем варианте по поводу характера Хаджи Мурата: «Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо». При этом художник должен улав­ ливать, выражать идоминанту того или иного характера: «Каждый человек, как и все, несовершенный во всем все-таки в чем-нибудь одном более совершенен, чем в другом, и эти-то совершенства предъявляет как тре­ бование к другому и осуждает» [14]. В упомянутом тульском сборнике интересны и обзорные статьи А. А. Газизовой («Идейно-эстетические искания JI. Н. Толстого: к пробле­ ме реализма в дневниках 90-х гг.»), Е. А. Анненковой («Этика религии и этикажизни в творчестве Гоголя и позднего Толстого»), И. Ю. Бурдиной («Народные рассказы в жанровой системе JI. Н. Толстого») и др. С. И. Стоянова в названном сборнике МГУ исследует образы «све­ та» и «тьмы» (жизни - смерти) в библейских источниках, в народных рассказах Толстого, его повестях и поздней драматургии, нравственный подтекст художественных произведений, включающий и христианские ценности. Т. Ёкота-Мураками там же в работе «Религиозные взгляды Л. Н. Толстого на проблему сексуальности» на примере «Крейцеровой сонаты» и послесловия к ней показывает специфику толстовского «остра- нения» в этой вещи, символику понятий «брат» и «сестра» в его произведе­ ниях, соотношение христианской морали с «восточными идеологиями». В связи с последним - особенности восприятия «позднего» Толстого читателями Востока. Автор подсказывает новые возможности в анализах «духовного» и «плотского» в творчестве Толстого. На перепутьях толстоведения в центре внимания, естественно, ока­ зался и роман «Воскресение». Несколько запрограммированные харак­ теристики романа с точки зрения «срывания всех и всяческих масок» (монографии В. А. Жданова, К. Н. Ломунова) уступали более свобод­ ным, идущим в большей степени от Толстого исследованиям - статьи Л. Д. Опульской, диссертация Е. Маймина, книги Л. Кузиной и К. Тюнь 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=