ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Сборник рассказов писателя «Божеское и человеческое» (М., 1994) в предисловии почему-то определен как «художественное евангелие от Льва Толстого». Редактор сборника «Русская литература XIX века и христианство» (МГУ, 1997) В. И. Кулешов справедливо предостерега­ ет: «Нам важен жизненный материал, положенный в основу творчества, степень его достоверности, художественной воплощенности... Наибо­ лее интересны типы связей <с христианством>, которые приводили к перелому в творчестве, к богоискательству,- таковы Гоголь, Достоев­ ский, Л. Толстой. Эти искания у каждого художника особенные, непо­ хожие друг на друга, нередко переходившие в прямой атеизм. Но сколь же это все было плодотворным в художественном плане?». Авторы сборника с разных точек зрения отвечают на заданный воп­ рос. Одни акцентируют внимание на проблеме «конца века», кризисе прежних концепций гуманизма. Н. И. Либан (статья «Кризис христианст­ ва в русской литературе и русской жизни») пишет о «писателях-разру- шителях», Толстом, Достоевском, Лескове. В. Страда делает другое обобщение: «От Пушкина до Чехова, от Достоевского до Толстого, от Го­ голя до Лескова, от Блока до Розанова, а позднее от Платонова до Булга­ кова, от Ахматовой до Пастернака христианство в русской литературе живет как вера и как вопрошание, принимая специфический вид теоди­ цеи и эсхатологии, то есть христианского представления о конечных судь­ бах мира» (статья «Проблемы секуляризации в русской литературе и культуре XIX в.»). Такого рода суждения, хотя и требуют более конк­ ретных анализов, вполне закономерны. Вспомним этапную работу О. Шпенглера «Закат Европы». Творчество «позднего» Толстого заставляет вернуться к проблемам художественного метода, его соотношения с мировоззрением. Этой те­ ме, по существу, посвящен «Толстовский сборник», изданный туль­ ским педвузом в 1992 г. Открывающая сборник полемическая статья «Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художест­ венное видение» В. Б. Ремизова разумно выделяет из общих опреде­ лений понятие «художественное видение» как эстетическое сознание писателя, отличимое от общего мировоззрения с его социально-политичес­ кими, философскими акцентами. Действительно, Толстой особенно в конце 80-х - начале 90-х гг. резко выделял свою «художественную деятельность» от другой, например, в письмах П. И. Бирюкову, П. А. Буланже. «Я никак не ожидал, что так увлекусь своей старинной литературной работой» - признается он Д. В. Григоровичу в письме от 14 июня 1899 г. [12]. Конеч­ но, писатель не рассматривал художественную деятельность как искусство дтя искусства. Чисто эстетическое наслаждение он считал «наслаждением 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=