ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
противопоставлении Толстому-художнику Толстого как религиозного мо ралиста. «Как прежде, так и теперь,- пишет составитель «Толстовских листков» (М.-СПб., 1991-1996, № 1-9),- печатаются и восхваляются художественные шедевры «великого писателя земли русской». То же, что Толстой совершил как главное деяние своей жизни - возрождение религиозной мысли Христа,- отвергается и осмеивается...» [3]. Естественно, что тема «Л. Н. Толстой и христианство» в новых ис следованиях о писателе стала самой модной. В течение многих десятиле тий, верно отмечает Д. П. Николаев, религиозно-нравственные искания таких художников, как Достоевский и Толстой, «или замалчивались, или трактовались весьма односторонне» [4]. Раньше - и то под влиянием от тепели 1960-х гг.- выход в свет оказался возможным для книг лишь об отлучении Толстого от церкви. В последние же годы ряд издательств, авторов сделали попытки осветить религиозный этикет писателя в це лом [5]. В большинстве случаев статьи, брошюры описательны, уступа ют даже давним бесцензурным работам зарубежных исследователей [6]. Из отдельных изданий можно выделить работы Н. С. Козлова «Лев Тол стой как мыслитель и гуманист» (МГУ, 1985) иЯ. Лурье «После Толстого» (Спб., 1993). Первая работа, появившаяся на заре «перестройки», ес тественно, отдает нужную дань и концепции Ленина, и следовавшим за ней толстоведам. В то же время автор вырывается из известной схемы творческого пути писателя, особенно в главах «Проблемы истории», «Со циальные искания», «Религиозные искания» [7]. В них - попытка более трезво осветить некоторые мировоззренческие позиции писателя, его эти ческие искания, к истокам которых толстоведы прорывались и раньше, но так или иначе были зажаты «ленинскими рамками». В книге Н. С. Коз лова важно «Заключение», где есть полемика (не a priori), по существу, с религиозно-философской критикой —Н. Бердяевым, В. Зеньковским, Л. Шестовым и др. Книга Я. Лурье, автора неординарной статьи «"Дифференциал ис тории" в "Войне и мире"» (1978), отстаивает приоритет Толстого в свя зи с конкретными историческими событиями (с революцией 1905 г., отношением к Столыпину и правительству, к «Вехам» и др.), подчерки вает общественно-политический аспект религиозно-философских воззре ний писателя, затрагивает конфликт между толстовцами и большевиками. Я. Лурье касается и другой актуализованной XX веком проблемы: соот ношение индивидуального и общенационального, общечеловеческого. Ученый (и в то же время публицист) в последнем разделе своей кни ги («Толстой на пороге XXI века»), как нам кажется, приходит к односто ронней оценке национальной идеи как своего рода «клановой морали». 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=