ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Г. В. Краснов СПОРНЫЕ И БЕССПОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ «ПОЗДНЕГО» Л. Н. ТОЛСТОГО Критический поворот в оценке политизированной марксистской критики и необходимый анализ критики религиозно-философской, современное прочтение писателя подсказывают новые подходы и новые проблемы в изучении творчества JI. Н. Толстого после его «Исповеди» С одной стороны, больше доверия писательским поискам, понимание его своеоб­ разного нигилизма. С другой - осмысление давнего вопроса: кто же он, Толстой, в литературном процессе, в истории нашей цивилизации? Толстой, как и другие возрождаемые имена, не избежал газетно-жур- нального бума. Цитаты на «злобу дня», обыгрывание известных форму­ лировок в таких случаях, видимо, неизбежны [1]. «Злобой дня» отмечены и статьи, посвященные религии Толстого. Православная церковь по-преж­ нему настроена воинственно: «Прекрасно разбиравшийся в тайниках души, художник тем не менее не почувствовал (?!) главного в человеке - образа и подобия Божия. Отрицая Церковь и ее таинства, Л. Н. Толстой отрицал самое важное - возможность спасения через соединение со Хрис­ том» [2]. Назидание в духе догматического богословия! Противоположная тенденция - апология религиозных взглядов пи­ сателя в отвлеченном, умозрительном их истолковании, в нарочитом 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=