ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
ность текста к праздничному времени, которая значительно усили вает трагическую сущность событий. В дополнение ко всему можно ут верждать, что святочная, точнее, антисвяточная идея произведения звучит достаточно мощно. Что же касается формальных признаков, то здесь представляет осо бый интерес факт выбора заглавия рассказа. Из трех имевшихся у автора вариантов - «Бал и бордель», «Как гибнет любовь» и «Святочная ночь» - в чистовой редакции Толстой оставляет именно последний, что еще раз подтверждает желание акцентировать время протекания событий и особый жанр рассказа. Некоторый след святочных мотивов можно отыскать и в других произведениях Толстого, однако вклад его в развитие святочного жанра хотя и любопытен, но невелик. Толстой нечасто, в отличие, например, от Лескова, Короленко и Чехова, вводил святочные мотивы в свои про изведения, но какими чудесными страницами мы имеем удовольствие наслаждаться благодаря им! Святки в Отрадном - изумительнейшей красоты эпизод в текс те «Войны и мира» как по содержанию, так и по форме. Подбор мате риала в нем свидетельствует о близком знакомстве Толстого не только с авторскими святочными рассказами, но и с быличками и народными святочными традициями. Единственный же полноценный святочный рассказ Толстого, об ладающий оригинальным сюжетом и в то же время четко выдержан ный в рамках жанра, будь он в свое время опубликован, наверняка занял бы достойное место в святочной литературе. «Святочная ночь» до казывает осведомленность писателя в вопросах жанровой ситуации и литературного процесса середины XIX столетия. Интересен тот факт, что двумя рассмотренными в этой статье текстами охватываются почти все основные жанровые вариации свя точного рассказа: в одном из них преобладают святочные мотивы, в дру гом - рождественские (антирождественские), один имеет благополучный финал, другой - драматичный. Любопытно и оригинальное сочетание этих элементов у Толстого, указывающее на нестандартность художест венного мышления. Остается лишь добавить, что Толстой не мог оставить за гранью своего творчества по-детски восторженную любовь к зимним праздникам, ведь большинство его современников питало те же волнующие чувства в Рождество и святочные дни. Любовь эта стала одной из составляющих русского характера, сочетавшего в себе суеверие и религиозность, надеж ду на светлое будущее и страх за него. Уловить тончайшие оттенки пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=