ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

о том, что она видела в зеркале князя Андрея, лишь поддерживает в На­ таше состояние тревоги. Линия же Сони и Николая закрывает тему тягостного ожидания, остро звучащую с самого начала IX главы. Композицию эпизода Святок в Отрадном можно считать завершенной. Особым чувством проникнуты описания святочной ночи в романе: «Кругом была все та же пропитанная насквозь лунным светом волшеб­ ная равнина с рассыпанными по ней звездами» [17], «На половине дороги стояли сложенные сажнями дрова, на них был снег, от них падала тень; через них и сбоку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку... Рубленая стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высе­ ченные из какого-то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять все совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой-то вечно молодой силой и радостью» [18]. Может быть, об этой красоте тосковал Толстой еще задолго до «Вой­ ны и мира», начиная в один из январских дней 1853 года рассказ «Святоч­ ная ночь» [19]: «Нет ни белых громадных сугробов сыпучего снега, занесшего двери, заборы и окна, ни узких, пробитых около них тропинок, ни высоких черных дерев с покрытыми инеемъ ветвями, ни безгранич­ ных ярко-белых полей, освещаемых светлой зимней луной, ни чудной, исполненной невыразимой прелести тишины деревенской ночи. Здесь высокие неприятно-правильные дома с обеих сторон закрывают гори­ зонт и утомляют зрение однообразием; равномерный городской шум колес не умолкает и нагоняет на душу какую-то неотвязную, несносную тоску; разбитый навозный снег покрывает улицы и освещается кое-где ламповым светом, падающим из цельных окон какого-нибудь магазина, или тусклыми фонарями, которые, приставляя лесенку, поправляет за­ саленный будочник: все составляет резкую и жалкую противоположность с блестящим, безграничным покровом Святочной ночи» [20]. Сопоставле­ ние деревенского простора с каменно-однообразным городом, помещенное в начале рассказа, выводит на первый план прием контраста, который ста­ новится определяющим и в сюжете произведения. Когда Толстой писал «Святочную ночь» [21], он уже был знаком и с рождественскими повестями Диккенса, и с русскими рождественски­ ми рассказами. Однако творение Толстого замечательно тем, что оно стоит в ряду первых произведений, пронизанных антирождественской идеей. При жизни автора рассказ напечатан не был: он остался незавершен­ ным. Действительно, «Святочная ночь» существует в двух редакциях, одна из которых - черновик, доведенный до конца, а другая - перебелен­ ная вторичная обработка начала рассказа [22]. К тому же в нем отсутствует 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=