ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

ственное прошлое и будущее ее дочери. Тревога охватывает мать, тревож­ ное ожидание переполняет Наташину душу, изливаясь в прекрасное пение, «она давно прежде и долго после не пела так, как она пела в этот вечер» [12]. Все в доме угасает, теряет свою самостоятельность, отдаваясь во власть звукам, сконцентрировавшим лишенное выхода напряжение, символом которого на протяжении полутора глав являлась именно Наташа. Это состояние рушится в одно мгновение с появлением Пети, вос­ торженно сообщающего о приходе ряженых. События начинают развиваться стремительно: приход ряженых, переодевание, решение ехать к Мелюковым, скачки в ночи по зимней дороге... И вот обыкновенный вечер в кругу семьи начинает превра­ щаться в святочный. Народная традиция ряжения - распространенная деталь и быличек, и святочных рассказов. Считалось, что, изменив свою внешность, человек уже не является самим собой и может переступать некоторые границы, недоступные для него в иное время. Нарядившись, и герои Толстого перешли в другой, необычный мир. Святочный сюжет вступает в свои права, и в центре повествования появляются Николай и Соня. Их мироощущение преломляется под дей­ ствием праздничной атмосферы и стремительно меняющихся событий. «Это что-то новое и волшебное» [13],- изумляется Николай, оглядывая со скачущей тройки знакомые места. И спутников своих он видит ина­ че: «Это, кажется, была Наташа... а эта m-me Schoss, а может быть и нет, а этот черкес с усами - не знаю кто, но я люблю ее» [14]. Ни малейших сомнений насчет своих чувств к Соне у него нет. Весь вечер, проведенный в Мелюковке за играми и разговорами, Николай не сводит с Сони глаз, недоумевая, как он мог раньше колебаться: «Что за прелесть эта девоч­ ка!.. И о чем я думал до сих пор!» [15]. Может быть, здесь Толстой как раз уловил истинную суть ряже­ ния: вопреки народным поверьям, человек не становится кем-то другим, а наоборот - становится самим собой, тем, кто прячется под его жизнен­ ной маской. И тогда наружу выходят все доселе скрытые грани его нату­ ры и сокровенные мысли. Автор детально прослеживает нарастание решимости Николая и креп­ нущее желание Сони идти ночью одной к амбару гадать на суженого. Когда она, наконец, осуществляет свое намерение, наступает развязка, своеоб­ разное святочное чудо - встреча молодых людей и поцелуй. «Наташа... знаешь,- говорит чуть позже Николай,- я решился насчет Сони» [16] В финале XII главы сценой гадания завершается Наташина ли­ ния. Однако ей не уготовлен счастливый конец, и маленькая ложь Сони 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=