ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

сила (в данном случае, наверное, черт) не называется но имени, произ­ несение которого табуировано в народе еще с древних языческих вре­ мен, и, в-четвертых, рассказ предельно краток (здесь проявляется расчет на некоторую осведомленность слушателей), не изобилует подробными описаниями обрядов и внутреннего состояния героини, что было введе­ но в святочные рассказы писателями, опиравшимися на традиции рус­ ской психологической прозы. Быличку о гадальщице Толстой вводит в описание деревенских Свя­ ток [9], которое представляет собой примечательный эпизод романа. Удивительно тонко подмечает писатель оттенки душевного состояния своих героев и состояния окружающего их мира в праздники, виртуоз­ но сопоставляет эти элементы, показывая их в контрасте или гармо­ нии. Нет нужды говорить о трепетном отношении Толстого к народной жизни, крестьянскому труду и старым русским обычаям. Героям мно­ гих своих произведений он также устраивает своеобразную «проверку на народность». Святки в Отрадном - одна из таких «проверок», прой­ денных, кстати, и Наташей, и Николаем, и Соней блестяще. Кроме несо­ мненного художественного обаяния этого эпизода, необходимо отметить еще одну его особенность: наличие жанровых элементов святочного рас­ сказа, намеренно или подсознательно (что скорее всего) введенных авто­ ром. «Пришли Святки... в безветренном двадцатиградусном морозе, в ярком, ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого време­ ни» [10],- так начинает Толстой описание праздника. И это ожидание постепенно нарастает. В IX главе и первой половине главы X события концентрируются вокруг Наташи. В тоске она ходит по дому, равнодушно наблюдая за за­ нятиями окружающих и пытаясь как-то отвлечься от своих мыслей о кня­ зе Андрее. Но отвлечься не на что: «все одно и то же». Эти слова не раз повторяются в тексте, усиливая напряженность ожидания. Затем Наташа, Николай и Соня собираются в диванной, ожидание ищет выхода в их воспоминаниях. Это тоже своеобразный род святоч­ ных переживаний, ведь именно на рубеже лет связь прошлого, настоящего и будущего чувствуется наиболее остро. Напряжение немного спадает, но вновь набирает силу, чуть только все покидают диванную и Наташа начинает петь. Однако мотив связи времен не уходит: слушая свою лю­ бимую музыкальную пьесу, предается размышлениям старая графиня «и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что-то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем» [11] (курсив мой,- С. У). В мыслях графини причудливо соединяются ее соб­ 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=