ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
затерялись где-то в глубине языческих времен, насыщали атмосферу празд ничных дней теми «смутными чувствами», о которых говорит Толстой. И любовь к «заветным преданиям старины» с многочисленными святоч ными поверьями и завораживающими быличками - самыми таинственны ми и фантастическими плодами фантазии десятков поколений; и особое, трепетное отношение к «темным народным обычаям» - ряжению, га данию, играм; и ожидание «чего-то таинственного, необыкновенного» - может быть, простой перемены в жизни, а может, настоящего рождествен ского чуда - прочно закрепились в сознании русских людей независимо от чинов и классов. Возможно даже, дворянское общество испытывало эти чувства с большей силой, ведь, в отличие от крестьян и мещанства, в чей быт святочные традиции вливались естественно и органично, оно почти лишено было каналов реализации специфических праздничных переживаний. Именно поэтому в городах возникла традиция бал-маскарадов, имен но поэтому дворянские девушки тайком гадали, прибегая к помощи сво их горничных, именно поэтому в печатных изданиях начали появляться авторские святочные рассказы. Святочный (рождественский) [2] рассказ представляет собой жан ровую разновидность рассказа, характеризующуюся отнесенностью к зимним праздникам рубежа лет (Святкам, Новому году и Рождеству). Эта отнесенность проявляется как внешне - в авторском замысле, кото рый часто выражается в функциональной приуроченности произведения к праздничным дням или (и) подзаголовке, так и внутренне - в сюжете, теме и идее, прямо или косвенно связанных с традициями праздников и касающимися их поверьями. Часто (но не обязательно) эти рассказы включают элемент мистики или фантастики. Появление первых таких произведений относят к последней трети XVIII века, когда читатель познакомился с народной «Повестью о Фроле Скобееве» (зафиксирована письменно еще в Петровскую эпоху), ее пере делкой - «Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным», принадлежащей перу И. Новикова, и святочными история ми из журнала М. Д. Чулкова «И то и сио». Первые опыты святочного рассказа полностью опирались на народные былички и представляли собою, скорее всего, их литературные обработки. Мотивы этих произве дений не выходили за рамки фольклорных: мотив сбывшегося святоч ного сна или гадания, гибели гадальщицы, мотив встречи с нечистой силой, не заканчивающейся, как правило, ничем хорошим, мотив обрете ния суженого (так называемый матримониальный мотив), мотив ожив шего мертвеца и т. п., а также мотивы розыгрыша на Святки и другие юмористические мотивы, уходящие корнями к псевдобыличкам. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=