ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Европы» - журнал «откровенно бонапартистский». Постараемся дока­ зать обратное. Дальнейший анализ текстов: статей из карамзинского из­ дания и черновых вариантов «Войны и мира», позволяющих увидеть художественную мысль Толстого в развитии, покажет, что отношение к этому политическому деятелю и у Карамзина, и у героев «Войны и мира» было совсем неоднозначным. Материал о Бонапарте появляется в первых же номерах «Вестника Европы», но это свидетельствует не о «бонапартистском» направлении журнала, а об интересе читающей и думающей публики александровско­ го времени к столь важной политической фигуре в международных делах, и издатель, в соответствии с общественными задачами журнала, знакомит читателей с загадочным для них пока образом французского консула. В 1802 г. в № 8 «Вестника Европы» Карамзин публикует «Письмо о консуле Бонапарте» (без подписи), словесный портрет бу­ дущего героя или антигероя, и каждый из читателей волен сделать выбор сам: «Всякий портрет и бюст сего редкого человека должны быть похо­ жи; но никакое изображение не представит его совершенно. Можно ли кистию или резцом изобразить огонь глаз и какую-то неизъяснимую любезность рта его? В приеме и обхождении он чрезвычайно холоден и даже застенчив; на всякого человека, ему представляемого, устремляет быстрый взор - потупляет глаза в землю, и редко взглядывает в другой раз, слушает с великим вниманием, и всего более удивляет тем францу­ зов; отвечает коротко и нерешительно, так что из слов его нельзя ничего заключить об успехе дела» [38]. В упомянутой сцене обеда у молодого князя Волконского (черно­ вой вариант начала «Войны и мира») его жена невольно выдает при­ сутствующим слабость мужа: «Нет портрета, нет бюста Наполеона, которого не было у Andre,- сказала княгиня,- посмотрите у него в каби­ нете» (пер. с франц.) [39]. В приведенном выше «Письме о консуле Бонапарте» и в других исследуемых ниже статьях «Вестника Европы» можно предположить отчасти авторство Карамзина, который по всем отзывам европейской прессы создает некий собирательный психологический иронично-вос­ торженный портрет Бонапарта, из которого очень явственно видны черты великого лицедея, играющего пока в многозначительность и зага­ дочность «редкого человека», который на глазах изумленной публики скоро превратится в «великого человека». В 1803 г. в № 12 «Вестника Европы» появилось описание занятий Бонапарта («День консула Бонапарта», из записок одной немецкой да­ мы, живущей в Париже): «Всегдашняя деятельность есть главная потреб­ 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=