ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
«либералом не только того времени» (обратим особое внимание на это замечание Толстого), «в своем путешествии нахватавшимся идей револю ции, но не способным ни на какое дело», излагает свою либеральную философию [28]. Аббат, «старичок-иностранец», одержимый одной мыс лью, «для которой одной он жил, считая все остальное ничтожным», рассказывает о своих новых идеях народного права и политического уст ройства [29]. Молодой князь Волконский, скучающий и пресыщенный светской жизнью, загоревшийся лишь, когда разговор перешел на его лю бимое военное дело, говорит о Бонапарте, «которого он как-то, странно соединяя эти два понятия, ненавидел, как врага законной монархии, и обожал, как величайшего полководца мира» [30]. Несколько схематично, но экспози ция общественно-политической стороны обширного замысла намечена, а различные пути развития и разрешения этих проблем социального бытия России впереди временного и повествовательного пространства эпопеи. Обратимся к изложению «своего предмета» аббатом-итальянцем. Он нашел средство «навсегда избавить человечество от всех зол деспотиз ма и злейшего из зол, родоначальника всех других - от войны». Это средство - европейское равновесие и права народов: «Стоит одному могущественному государству, как Россия... стать бескорыстно во главе союза, имеющего цель равновесие Европы, и она спасет мир» [31]. Экс-аббат в черновых вариациях романа, аббат Морис в основном тексте - лицо историческое: аббат-итальянец Сципион Пьяттоли, после дователь Сен-Пьера и его «проекта вечного мира» [32]. В русскую литературу XVIII века идеи Сен-Пьера были введены бла годаря переводам И. Ф. Богдановича сочинений Ж.-Ж. Руссо: в 1771 г. он издал «Сокращение, сделанное Жан-Жаком Руссо, женевским гражданином, из проекта о вечном мире, сочиненного господином аббатом Сен-Пьером». «Общественный договор» Руссо, в котором развивались идеи «вечного ми ра» в значении социального равновесия, был опубликован на русском языке в 1786 г. Со всеми этими работами Карамзин был хорошо знаком, и следы увлечения идеями «вечного мира» и в политическом, и в социальном значе нии можно найти в некоторых уже упомянутых статьях «Вестника Европы»: «О мире» в № 8 за 1802 г.; «Первые года царствования Александра I» в № 21 за 1804 г. и в исследованной выше - «Приятные виды, надежды и желания на шего времени», где он рассуждает о «дружественном союзе народов», кото рый благоприятствует «взаимному сообщению великих умов» [33], и другие. «Общественный договор» Руссо являлся обоснованием социального аспекта либеральной философии начала XIX века. Теория «социального равновесия» волновала и поколение шестидесятых годов прошлого столе тия. Увлекался идеями «Общественного договора» и молодой Толстой. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=