ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

«либералом не только того времени» (обратим особое внимание на это замечание Толстого), «в своем путешествии нахватавшимся идей револю­ ции, но не способным ни на какое дело», излагает свою либеральную философию [28]. Аббат, «старичок-иностранец», одержимый одной мыс­ лью, «для которой одной он жил, считая все остальное ничтожным», рассказывает о своих новых идеях народного права и политического уст­ ройства [29]. Молодой князь Волконский, скучающий и пресыщенный светской жизнью, загоревшийся лишь, когда разговор перешел на его лю бимое военное дело, говорит о Бонапарте, «которого он как-то, странно соединяя эти два понятия, ненавидел, как врага законной монархии, и обожал, как величайшего полководца мира» [30]. Несколько схематично, но экспози­ ция общественно-политической стороны обширного замысла намечена, а различные пути развития и разрешения этих проблем социального бытия России впереди временного и повествовательного пространства эпопеи. Обратимся к изложению «своего предмета» аббатом-итальянцем. Он нашел средство «навсегда избавить человечество от всех зол деспотиз­ ма и злейшего из зол, родоначальника всех других - от войны». Это средство - европейское равновесие и права народов: «Стоит одному могущественному государству, как Россия... стать бескорыстно во главе союза, имеющего цель равновесие Европы, и она спасет мир» [31]. Экс-аббат в черновых вариациях романа, аббат Морис в основном тексте - лицо историческое: аббат-итальянец Сципион Пьяттоли, после­ дователь Сен-Пьера и его «проекта вечного мира» [32]. В русскую литературу XVIII века идеи Сен-Пьера были введены бла­ годаря переводам И. Ф. Богдановича сочинений Ж.-Ж. Руссо: в 1771 г. он издал «Сокращение, сделанное Жан-Жаком Руссо, женевским гражданином, из проекта о вечном мире, сочиненного господином аббатом Сен-Пьером». «Общественный договор» Руссо, в котором развивались идеи «вечного ми­ ра» в значении социального равновесия, был опубликован на русском языке в 1786 г. Со всеми этими работами Карамзин был хорошо знаком, и следы увлечения идеями «вечного мира» и в политическом, и в социальном значе­ нии можно найти в некоторых уже упомянутых статьях «Вестника Европы»: «О мире» в № 8 за 1802 г.; «Первые года царствования Александра I» в № 21 за 1804 г. и в исследованной выше - «Приятные виды, надежды и желания на­ шего времени», где он рассуждает о «дружественном союзе народов», кото­ рый благоприятствует «взаимному сообщению великих умов» [33], и другие. «Общественный договор» Руссо являлся обоснованием социального аспекта либеральной философии начала XIX века. Теория «социального равновесия» волновала и поколение шестидесятых годов прошлого столе­ тия. Увлекался идеями «Общественного договора» и молодой Толстой. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=